Перебирая поэтический гербарий

Павел Квартальнов
Павел Квартальнов

Николай Александрович Холодковский, «не ставший истинным оригинальным поэтом, был умелым версификатором, который достаточно легко владел стихом». Его поэзию «отличают умозрительный характер, абстрактность», «оригинальные поэтические образы ей, в сущности, чужды». Столь нелестный итог анализу поэтического творчества профессора Н.А. Холодковского (1858–1921) подвел литературовед Юрий Давыдович Левин [1].

Это жесткий приговор, и кажется, что после него мы вправе рассматривать сохранившиеся стихотворения известного биолога, педагога, популяризатора науки и талантливого переводчика только как материал к его биографии, недостаточно известной из-за предельной скромности автора. Сам Н.А. Холодковский не любил выпускать в свет свои стихотворения, на вопросы друзей отшучивался: «Стихи, что вино: чем дольше выдержатся, тем лучше приобретают качества» [2].

Н.А. Холодковский в 1918 году
Н.А. Холодковский в 1918 году [9]

Может быть, они и в самом деле не нуждаются в широкой известности и не отличаются от вообще маловыразительного творчества ученых мужей, достойного разве что «чудесной книги, книги века, где стихи — одних профессоров» (строки Д.А. Сухарева о сборнике [3], куда вошли и произведения Николая Александровича)?

Суровый приговор Ю.Д. Левина относится к стихам, сохранившимся в архиве Академии наук и остающимся неизвестными массовому читателю. Опубликованные примеры этих стихотворений, пожалуй, позволяют согласиться с беспощадной оценкой. Между тем Ю.Д. Левин не обращает внимания на сборник «Гербарий моей дочери», убежденный, что «не он явился поэтической исповедью Холодковского». А ведь именно эту книгу, состоящую из 63 стихотворений, поспешили выпустить в свет друзья поэта — ботаник И.П. Бородин и зоолог А.П. Семенов-тян-Шанский после его кончины [4]. Она появилась в 1922 году и с тех пор ни разу не переиздавалась. Справедливо ли такое забвение?

Ученик Н.А. Холодковского академик Е.Н. Павловский писал о «Гербарии…» как о цикле стихотворений, посвященных «научно точной и художественно верной характеристике цветов нашей флоры» [5]. Действительно, сборник можно брать как экскурсионный путеводитель для знакомства с северной флорой. В нем отражен весь цикл ее развития в течение года.

Наталья Холодковская
Наталья Холодковская [7]

Вот весна с цветением мать-и-мачехи, перелесок, первоцвета (примулы), фиалок и черемухи сменяется летом с медовым ароматом липы, с цветением василька и шпорника меж наливающихся колосьев пшеницы, с поникшими от зноя цветками хлопушек; вот зреют ягоды черники и голубики, и коварно цветет среди них ядовитый багульник; вот цветение белозора означает приближение осени, а потом настает зима, когда растения вкушают «под кровом снега целительный покой» в ожидании новой весны.

В сопровождении Н.А. Холодковского мы проходим и по сосновой роще, и по темному ельнику, и по светлому березняку, и по солнечному лугу, и среди хлебных полей, и по комариному болоту, и по морскому берегу, везде подмечая характерные для этих мест растения. Мы свяжем цветение венерина башмачка – с пением соловья, цветение василька – со свирелью жаворонка, а созревание ячменя – с однозвучными трелями кузнечиков.

Мы отметим, что короставник привлекает «зиген тяжелых», то есть бабочек-пестрянок, клевер — шмелей, а липа — и пчел, и бабочек, и мошек. Мы видим перед собой растения не засушенные, а живущие в привычной для них обстановке. И радуемся тому, что экскурсию нам проводит эколог, а не кабинетный систематик. Редкие стихи, однако, говорят только о цветах; вот один из шедевров сборника, не уступающий лучшим образцам лирики конца XIX – начала XX века:

Вокруг – болото без границы,
Пни, камни, кочек бугорки,
И между них седой пушицы
Торчат, качаясь, колоски.

Их вид так хил, стебли так тонки, –
Они глядят, как сквозь плетень
Беловолосые девчонки
Убогих финских деревень.

Обложки сборника «Гербарий моей дочери» и книги К. Гюнтера в переводе Н.Н. Холодковской
Обложка сборника «Гербарий моей дочери»

Стихи сборника посвящены дочери поэта – Наталье Николаевне (1891-1973). С девочкой отец был особенно близок, она нередко сопровождала его во время экскурсий в природу. Как и отец, Наталья внесла свою лепту в распространение научных знаний. В 22 года она перевела с немецкого книгу Конрада Гюнтера «Цейлон», имеющую подзаголовок «Введение в мир тропической природы» [6]. Книга вышла под редакцией и с предисловием ее отца, в то время мечтавшего о посещении тропиков.

Дочь оставалась с отцом до последних минут его жизни, а свою судьбу связала с Военно-медицинской академией, где он учился и преподавал (была ученым библиографом в одном из крупнейших хранилищ книг по естественным наукам). Сохранив рукописи Н.А. Холодковского, дочь передала их в Пушкинский дом и в архив Академии наук, вела переписку с биографами отца.

Сборник «Гербарий моей дочери» кажется цельной книгой, и трудно поверить, что в него вошли стихотворения, написанные на протяжении четверти века – со второй половины 1890-х годов до сентября 1920 года [7]. Других подобных циклов в творчестве поэта нет, и, вопреки Ю.Д. Левину, приходится признать именно «Гербарий…» поэтическим завещанием Н.А. Холодковского.

Книга К. Гюнтера в переводе Н.Н. Холодковской
Книга К. Гюнтера в переводе Н.Н. Холодковской

Основная идея книги, позволяющая ей занимать уникальное место в русской литературе, пожалуй, в том, что «наука не суживает кругозора, наоборот, расширяет его, и направляет взор к живым конкретностям жизни» (цитирую слова геолога А.П. Павлова в изложении Андрея Белого [8]).

Стихи Н.А. Холодковского — предельно простые, нежно лиричные, он нигде не выходит за рамки «поэзии для детей»; даже последние по времени стихи обращены если не к девочке, то к подростку, а не к взрослой дочери. А вместе с тем нужны глубокие биологические знания, чтобы написать подробные портреты растений 64 видов (считая только упомянутые в названиях). Во многих случаях Н.А. нарочно обращает внимание читателя на тонкости, доступные только ботанику. Например, описывая строение цветка седмичника или подземные органы кукушкиных слезок (пальчатокоренника). Или вот в таких строчках о бруснике:

«Брусника, ягода-брусника!»
Кому напев тот не знаком?
А вот, поди, да расспроси-ка,
Знаком ли кто с ее цветком?

А между тем цветок брусничный
Красивей ягодки самой, –
Такой изящный, симпатичный
И весь как будто восковой!

Растет брусника в тихой роще,
Смолистым воздухом дыша,
Ведет всю жизнь как можно проще
И оттого так хороша.

Одно из наиболее примечательных стихотворений Н.А. Холодковского, посвященное папоротнику (щитовнику мужскому), звучит гимном научному знанию:

В лесной глуши, под елью темной,
В тени развесистых ветвей
Разросся папоротник скромный
Красою перистой своей.

В лесу цветов душистых много,
Усеян ими холм и дол, –
Но кто, скажите ради Бога,
Видал, чтоб папоротник цвел?

Преданье есть, – оно не ново, –
Что в ночь Иванову, раз в год,
Он может цвесть; кто «знает слово»,
Лишь тот цветок его найдет.

В цветке фантазии народной
Сокрыто истины зерно:
Природы тайной благородной
Владеть не каждому дано.

Не черни праздной и беспечной, –
Она доступна лишь тому,
Чей дух познанья жаждет вечно,
В ком есть любовь и страсть к нему.

В стихотворениях сборника мы вправе искать и живой образ самого поэта, его самые интимные переживания. И наши поиски не остаются тщетными. Вот признание в любви к курорту Меррекюль близ Нарвы, на берегу Балтийского моря, где Холодковские проводили летние месяцы до 1908 года:

Местечко чудное я знаю:
В красе роскошных летних дней
Оно ликующему раю
Подобно в прелести своей.

И день и ночь там плещет море,
Обрыв над отмелью крутой,
И верх, и скаты, и предгорье
Цветов одеты пестротой.

Там подмаренник желто-белый
Цветет по склонам меж травой,
И пьет блаженство и день целый
Струит душистый запах свой.

Стихи собраны в три альбома. Небольшой третий альбом посвящен описанию природы Швейцарии, куда Николай Александрович с семьей ездил в 1908-1914 годах. Она особенно дорога сердцу поэта. По признанию Натальи Николаевны, ее отец сочинил эти стихи в 1913-1914 годах и лишь одно – в 1919-м. Однако, уже умирая, в больнице, Н.А. Холодковский диктовал своей дочери строки об альпийских лугах, к которым ему не суждено было вернуться. Вот стихи о цикламене (дрякве):

Над озером лазурно-бирюзовым
Гора-гигант восходит в небеса;
На ней в тени, под лиственным покровом,
Ютится дряквы розовой краса.

Зной, тишина. С вершины открываясь,
Лежит вокруг сияющий простор,
И, красотой и негой упиваясь,
Сквозь голубую дымку бродит взор.

Из глубины ж, тягучи и ленивы,
Игрою звуков оживляя дол,
Колоколов нестройных переливы
Доносятся с церквей далеких сел.

Мы находим и стихи, отразившие семейное счастье Николая Александровича, его близкую дружбу с дочерью, их душевное родство, не считающееся с разницей в возрасте:

Одно уж имя первоцвета
Сулит дней вешних благодать
И о красе весны и лета
Нас заставляет вспоминать.

Когда же я его срываю
Во дни весенней красоты,
Я весь от счастья замираю, –
Совсем, Наташенька, как ты!

Растения, воспетые Н.А. Холодковским: первоцвет (примула), румянка (синяк) и дряква (цикламен) (из Ботанического атласа Шуберта , 1870 год)
Растения, воспетые Н.А. Холодковским: первоцвет (примула), румянка (синяк) и дряква (цикламен) (из Ботанического атласа Шуберта , 1870 год)

Стихи, посвященные дачной жизни, походам в лес за грибами и ягодами, составлению красочных букетов, приготовлению варений, компотов и других кушаний, конечно, особенно трогательны. Можно представить, с каким волнением читали их люди, оторванные от мирной жизни катастрофами XX века. Не напрасно сборник, вышедший небольшим тиражом, был многократно переписан и перепечатан от руки.

В стихах нашли место и переживания автора о хрупкости человеческой жизни, о тяготах ее, о бессмысленности войны, сетования на нередкую грубость и духовную бедность в окружающих. Моралью таким переживаниям служит призыв к участию — и к жизни, и к людям, к вере в свои силы, к трудовому подвигу — пусть самому скромному, но без которого и полно-ценное существование человека, и существование всего человечества — невозможны.

Все упреки в адрес прожигателей жизни призывают читателя к тому, чтобы не поддаваться искушению праздностью, а вовсе не к открытому осуждению окружающих. Одной только твердой верой в гуманизм сборник «Гербарий моей дочери» достоин находиться в числе лучших произведений русской литературы, обязательных к прочтению юными читателями. Вот характерные стихи:

Травка многолетка,
Скромная манжетка –
Житель всех лугов.
В зубчиках листочки,
Также есть цветочки,
Но без лепестков.

Смотрит не спесиво;
Пышно и красиво
Не дано ей цвесть; –
Красит все ж природу:
И ее здесь меду
Тоже капля есть.

Думаю, не случайно о творчестве Н.А. Холодковского вспомнил философ и естествоиспытатель П.А. Флоренский на второй год соловецкой ссылки, в письме советуя своему сыну отыскать его сборник. В сибирских лагерях вспоминал о нем, видимо, и Варлам Шаламов, в чьих стихах о кедровом стланике, кипрее и арктической иве можно заметить продолжение традиции Н.А. Холодковского. Смею надеяться, что на стихи Н.А. Холодковского наконец обратят внимание и издатели. Пока же их можно прочесть на сайте издательства “ImWerden” (http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=4222).

1. Левин Ю.Д. Н.А. Холодковский — переводчик // На рубеже XIX и XX веков: Из истории международных связей русской литературы. Л.: Наука, ЛО, 1991. С. 276–315.

2. Павловский Е.Н. Памяти Николая Александровича Холодковского // Природа. 1921. Т. 9–10. № 10–12. С. 58–71.

3. Муза в храме науки / сост. Ноздрев В.Ф. М.: Советская Россия, 1982.

4. Холодковский Н.А. Гербарий моей дочери. Пг.: Московское изд-во П.П. Сойкина и И.Ф. Афанасьева, 1922.

5. Павловский Е.Н. Николай Александрович Холодковский // Люди русской науки. М.: Гос. изд. физ.-мат. лит-ры, 1963. С. 313–329.

6. Гюнтер К. Цейлон. Пг.: Изд-во А.Ф. Девриена, 1914.

7. Смирнов О.В. Николай Александрович Холодковский (1858–1921). М.: Наука, 1981.

8. Белый А. На рубеже двух столетий. М.-Л.: ЗиФ, 1931. С. 235.

9. Павловский Е.Н. Николай Александрович Холодковский: к 60-летию дня рождения // Природа. 1918. Т. 7. № 4–6. С. 323–330.

Подписаться
Уведомление о
guest

0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...