Год в немецком штудиенколлеге: знания и результаты

Наш юнкор Софья Гайдаш прошлым летом окончила 11-й класс обычной школы в городе Троицке, сдала ЕГЭ, а вот ее дальнейшая «образовательная траектория» оказалась весьма нестандартной — Германия, город Нордхаузен, штудиенколлег1. Об особенностях поступления и первых впечатлениях от учебы Соня уже писала в нескольких выпусках ТрВ-Наука2. В новой заметке, подводящей итоги учебного года, она продолжает рассказывать о жизни и учебе в Германии, а заодно и слегка хвастаться своими достижениями. Благо есть чем.

Год в немецком штудиенколлеге: знания и результатыМоя жизнь разделилась на «до и после» — окончание 11-го класса в России и учеба в штудиенколлеге немецкого города Нордхаузен. Привычное расписание и ритм жизни за год поменялись полностью. Ежедневные самостоятельные решения в разных сферах жизни стали необходимой рутиной. Про обучение я бы хотела рассказать более подробно.

1,3 — значит «отлично»

За два семестра на G-курсе (гуманитарном направлении) мне предстояло изучить историю, литературу, английский, Sozialkunde (политику и социологию) и Medienkunde (корректное составление и оформление различных работ и презентаций). Преподаватели штудиенколлега по типажам напомнили уже хорошо знакомых школьных учителей, что сделало коммуникацию более понятной: примерно понимаешь, что от кого ожидать.

Расписание занятий было выстроено таким образом, что каждый студент может вполне успешно освоить программу. За два семестра значительно улучшается и владение немецким языком. Но с рекомендуемым для поступления уровнем B2 учиться непросто. Темы по истории, социологии и литературе предполагают уровень языка, близкий к C1. Это оказалось неприятным сюрпризом для большинства учащихся.

Но еще большей неожиданностью стала система оценки работ. В ее основе лежат проценты, по которым уже определяются баллы: самый высокий — 1,0 (это как «пятерка с плюсом» в России), самый низкий — 6,0. Есть и промежуточные баллы: например, просто «пятерка» — 1,3, или 95%, «четверка с плюсом» — 1,7, или 90%.

Причем эти проценты не пишутся нигде, кроме как на работах в качестве подтверждения оценки, чтобы ученик мог пересчитать и сравнить. Дневников нет, ни электронных, ни бумажных, надо самому следить и высчитывать средний балл. Учителя ведут журнал, но к нему у студентов нет доступа. Узнать промежуточную оценку или уточнить, что ты получил, если забыл, чаще всего нельзя.

Обучение в штудиенколлеге мотивирует отстаивать свое мнение по поводу результатов практически каждой работы, фиксировать критерии, указывать на определенные несоответствия или неправильный подсчет баллов. Если студент не отслеживает эти моменты или стесняется задавать «неудобные» вопросы преподавателям, может незаслуженно потерять баллы. А важным может оказаться даже один процент!

Фауст или падежи?

Пары проходят как в аудиториях, так и онлайн, в зависимости от недельного расписания каждой группы. Это позволяет качественно осваивать материал в разных форматах. Учебный день состоит обычно из трех-четырех пар. За ответы на парах оценки не ставятся. Есть контрольные работы, о которых предупреждают заранее, и самостоятельные, которые чаще всего оказываются не самым приятным сюрпризом. Уровень сложности я бы обозначила как высокий, похожий на вторую (письменную) часть ЕГЭ. Никаких тестов или коротких ответов, везде требуются развернутые пояснения с максимально хорошей грамматикой, а времени дается очень мало. Баллы снижаются не только за фактические, но и за грамматические ошибки, поэтому чем лучше вы знаете немецкий язык на момент поступления, тем лучше. Самостоятельные работы составляются на основе трех последних лекций, поэтому постоянно приходится держать в голове много детализированных конспектов, заучивать наизусть большое количество информации. Этот навык так же важен, как и умение четко выражать свои мысли. Переписать работу или заново сделать презентацию, чтобы улучшить свои результаты, нельзя.

В рамках предмета Sozialkunde мы изучали различные социальные группы, общественные нормы и ценности, политическое устройство Германии и Евросоюза, систему налогообложения и рабочие договоры. На уроках немецкого языка мы занимались исключительно грамматикой, но до уровня B2. Со всеми остальными предметами это входило в явное противоречие, поэтому я приняла решение сдать отдельно сертификат на уровень C1, чтобы не посещать уроки немецкого во втором семестре и не сдавать в конце года дополнительный выпускной экзамен. Слишком уж это было странно — на литературе разбирать и анализировать «Фауста» Гёте, а на уроке немецкого — обсуждать падежи. Medienkunde начался со второго семестра и отличался самым большим количеством самостоятельных работ: как правильно оформлять доклады, рефераты, презентации, как корректно указывать источники и так далее. В конце учебного года надо было сдать презентацию и реферат с учетом всех изученных нюансов оформления.

Финал и новый марафон

Год в немецком штудиенколлеге: знания и результатыВ конце учебного года в штудиенколлеге проходят финальные экзамены (FSP, Feststellungsprüfung), результаты которых сильно влияют на итоговый аттестат. Сначала подсчитывается Vornote («предварительная оценка»), в ней учитывается результат первого семестра, средний балл всех клаузуров (контрольных работ по полтора часа) и средний балл всех самостоятельных. Результат округляется (то есть 1,5 и ниже — это уже 2). Есть предметы, по которым финальный экзамен не пишется, в таком случае эта предварительная оценка и идет в аттестат. В случае сдачи экзамена оценка за него складывается с Vornote и делится пополам. Если различие в два балла и больше, то необходимо идти на устный экзамен (допустим, по литературе было 3, а экзамен сдан на 1 или наоборот). Также это могут сделать добровольно те, кто не согласен с результатом.
Я сдавала литературу и историю. Каждый экзамен был довольно сложным, длился около четырех часов и охватывал всю программу обучения. Времени на то, чтобы даже перечитать написанное, не хватило никому. Каждый ответ — это скорее небольшое сочинение, оформленное в строгих рамках, ведь если их не учитывать, теряются баллы. На экзамене было только то, что мы проходили на парах в течение года, и те, кто внимательно слушал и активно участвовал в дискуссиях, смог сформировать хорошую базу знаний. Наизусть учить часть материала всё равно необходимо, ведь учителя зачастую хотят видеть те самые формулировки, которые сами и давали.

Средний балл моего немецкого аттестата — 1,8. Для подачи документов в университеты он суммируется со средним баллом российского (1,3) и делится на два — получается 1,5. Это считается довольно высоким показателем по немецкой системе, так как 12-й или 13-й класс немецкой гимназии закончить на таком уровне очень сложно.

Есть два варианта: поступать на специальность c NC (Numerus Clausus) или без него. NC — это пороговый средний балл аттестата, чаще всего — 2,0, если хуже, то государственный университет откажет в приеме. Однако есть много специальностей, на которые принимают и с худшими результатами, например, на юриспруденцию. Моя подруга закончила штудиенколлег с очень хорошим результатом и выбрала юридический факультет в Йенском университете. После одного семестра 30% студентов были отчислены из-за неуспеваемости. Как она сказала, многие не справляются с большим объемом работы. Поэтому стоит изначально ориентироваться на выпускной балл и отдавать себе отчет, насколько ты реально готов к новому марафону.

Хобби, друзья, язык

Когда я сдавала вступительные экзамены в штудиенколлег, предполагала, что в университете выберу направление «Лингвистика». Но за учебный год я пересмотрела свои планы и поняла, что есть более интересные варианты. Например, этнология. Интернациональный студенческий коллектив сформировал мой новый интерес — различные языки и диалекты, переплетенные с культурными особенностями и традициями.

Очень важно в процессе обучения не замыкаться на общении исключительно с носителями языка. Это забирает куда больше энергии, чем кажется до начала учебы. Очень нужна возможность много общаться на родном языке. До приезда в Германию я была уверена, что мое окружение будут составлять исключительно иностранцы, но на моем пути встретились милейшие русскоговорящие девушки, с которыми мы старались «продержаться», когда учителя заваливали нас работами и подготовкой к экзаменам. Также привести мысли в порядок помогают фильмы и песни на родном языке.

Год в немецком штудиенколлеге: знания и результаты

Опыт самостоятельной жизни хоть и бесценен, но всё же иногда слишком сложен. Учеба, подработка, решение бытовых вопросов — этого недостаточно, чтобы чувствовать себя комфортно. В моем окружении все добавляют к этому списку что-то еще, для души. Одни выбирают фитнес-студии или танцевальные классы, другим ближе посещение музеев и выставок. Для меня такими отдушинами стали фехтование и театр. А на каникулах или длинных выходных, которые случались нечасто, можно было путешествовать в другие города. Важно найти именно то хобби, которое станет регулярным, и оно поможет найти мотивацию и силы, чтобы учиться. Тем более что для студентов много льготных предложений: например, в театр, на оперу или балет можно за полчаса до начала представления купить билеты всего за 5 евро вместо обычных 40.

Еще один важный момент: пришлось расстаться с иллюзиями, что преподаватели заинтересованы в интеграции студентов. По факту, это личная задача каждого учащегося. Практически никто из преподавателей не настроен выходить за рамки своего предмета, хотя бывают и редкие исключения. Именно поэтому надо больше общаться, помогать друг другу, дружить. За год пребывания в Германии у меня появилось несколько близких друзей и хороших приятелей. Для меня это имеет не меньшую ценность, чем то, что я изучала на парах в штудиенколлеге. Мне бы не удалось погрузиться в культурные особенности Германии, если бы мои друзья, носители языка, не отнеслись ко мне дружелюбно и с уважением к традициям, в которых я была воспитана. Я познакомилась с привычным для них семейным укладом, бывая в гостях в западной и в восточной частях страны. За этот год я гораздо лучше поняла менталитет немцев. Многие из них прекрасно владеют английским языком. Когда возникали проблемы со связью, родители всегда могли написать или позвонить моим друзьям, чтобы не переживать и не беспокоиться за меня. За прошедший учебный год было много тревожных и действительно сложных моментов, но именно поддержка родных и друзей помогала двигаться дальше и справляться с тем, что казалось выше моих сил.

* * *

Итак, я закончила штудиенколлег. Пришло время подавать документы в университеты. Процесс подачи происходит онлайн: в какие-то вузы напрямую, в какие-то — через Uni-assist (посредник между абитуриентом и учебным заведением, который обрабатывает заявки на поступление). Это трудоемкий процесс, в который приходится включаться полностью, скрупулезно отслеживая все нюансы и требования. У каждого государственного университета они свои. Надеюсь, что и эта задача окажется мне по силам!

Год в немецком штудиенколлеге: знания и результаты

Софья Гайдаш
Фото предоставлены автором


1 Studienkolleg — специализированные учебные заведения при университетах Германии, которые занимаются довузовской подготовкой иностранных студентов.

2 www.trv-science.ru/tag/sofja-gaidasch/

Подписаться
Уведомление о
guest

0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...