
11 июля ректор РГГУ, профессор А. В. Логинов вручил красные дипломы лучшим выпускникам всех магистратур этого университета. Среди них Александр Рогачёв и Мария Михайлина — два магистранта специализации «История Холокоста и геноцидов»1, которые выполнили свои диссертации под руководством профессора РГГУ, директора Международного научно-образовательного центра истории Холокоста и геноцидов Ильи Альтмана.
— Илья Александрович, магистратура по истории Холокоста и геноцидов, единственная по этой проблематике не только в России, но и на постсоветском пространстве, отмечает первый юбилей — ведь она открылась в 2020 году. Кто поддержал эту вашу идею?
— Прежде всего, тогдашний ректор РГГУ, профессор А. Б. Безбородов, первый проректор, профессор О. В. Павленко и научный руководитель университета, ныне академик РАН Е. И. Пивовар. Но не менее важной была поддержка Российского еврейского конгресса (РЕК) и его прежнего президента Ю. И. Каннера. Именно РЕК выделял гранты на оплату обучения, так как до 2023 года бюджетных мест не было, а само обучение проводилось в очно-заочной форме на факультете международных отношений РГГУ. Это позволяло выпускать в год трех-четырех магистрантов: сочетать работу с учебой было непросто.
— А сколько всего человек обучались в вашей магистратуре в этом учебном году? Чем примечательным был этот набор?
— Набор составил 10 человек. Трое на факультете международных отношений и семь — на историческом факультете. К финишу пришли шестеро. Причем все они защитили свои диссертации с оценкой «отлично». Еще трое взяли академотпуска, а одна выпускница, сдав экзамены на «отлично», по состоянию здоровья текст диссертации не представила.
Примечательно же то, что впервые вуз выделил нам бюджетные места, а обучение проводилось на историческом факультете. Занятия происходили очно; среди преподавателей были представители нескольких других кафедр университета. Но основные лекции (а всего курсов по истории Холокоста и геноцидов было 11) читал я и моя коллега, доцент РГГУ, аналитик МНОЦ истории Холокоста и геноцидов, руководитель образовательных программ Центра «Холокост» С. А. Тиханкина. А еще отрадно, что среди выпускников — двое участников наших ежегодных конференций школьников и студентов, которые проводятся в январе в Историко-архивном институте РГГУ. Еще важный нюанс — трое магистрантов сочетали учебу и работу в Центре «Холокост».

— Какие темы разрабатывались в диссертациях?
— Александр Рогачёв, 24-летний преподаватель одного из московских колледжей, провел сравнительный анализ американских и советских СМИ о Холокосте за 1933–1946 гг. Он выявил и проанализировал более 2 000 статей по теме только в «Нью-Йорк Таймс», а ведь доступ к архиву редакции платный! «Тема моей курсовой работы была связана с межнациональными отношениями, позволяя глобально изучать историю массового насилия и жестокости, а не только конкретно Холокоста, — пишет Александр. — Эта сфера всегда представлялась мне важной. Работаю в образовании и полученными знаниями делюсь в своей педагогической практике. Планирую развивать тему и писать кандидатскую».

Маша Михайлина связала тему отрицания Холокоста во Франции (именно там зародилось это течение в историографии) с модными теориями «постправды» и «постпамяти». Появилась весьма любопытная в теоретическом плане диссертация. «Мне интересен любой травматичный опыт, — делится Мария. — Холокостом отдельно я начала интересоваться с 17–20 лет. Во время учебы выделялась дисциплина «Травма в исторической памяти», мне очень интересно было посещать мероприятия «Недели памяти», студенческие научные семинары, конференции и, конечно же, постановки в театре. Моя диссертация — это исследование на стыке ряда дисциплин: истории, политологии, психологии, травмы в исторической памяти, медицины. А еще мне всегда были небезразличны биографии — как жертв Холокоста, так и палачей, и сторонних наблюдателей, и, конечно же, Праведников народов мира. Важна и жизнь, поступки этих людей во время Второй мировой войны, и то, как сложились их судьбы после Победы, в мирное время. Искренне рекомендую всем моим единомышленникам, современным молодым людям, имеющим ярко выраженные гуманитарные способности, желание вживую прикоснуться к истории, нашу магистерскую программу».
Софья Вахненко провела уникальный сравнительный анализ геноцида женщин в Руанде и в годы Холокоста. Обидно, что, сдав все экзамены на «отлично», кроме не изучавшегося ею в школе английского языка, она не получила «красную корочку»… Наконец, работающая в одной из коммерческих структур Валентина Федоринова сделала глубокий анализ участия в Холокосте ведущих фирм Германии, эксплуатировавших труд узников Аушвица. Все эти наработки мы будем использовать при подготовке новых учебных пособий.
— Какие главные проблемы, с которыми вы столкнулись за эти годы? Какие перспективы у вашей магистратуры?
— В РГГУ на разных факультетах и в других московских вузах пишутся интересные курсовые и даже дипломные работы по теме Холокоста. Но нет должного взаимодействия с нашим Центром и студенческим научным семинаром, где проходят обкатку все выпускные работы, проводятся презентации книг с участием российских и зарубежных ученых. Также надеемся, что с приходом нового президента РЕКа А. Ю. Генциса возобновится поддержка наших магистрантов, прерванная три года назад. В будущем учебном году под моим руководством защищаются четыре бакалаврские работы. Автор одной из них — участница конкурса на лучшую работу третьекурсника РГГУ. Хочется верить, что они продолжат свой путь в науке.
Но для этого нужен спонсор, понимающий, что не только на словах нужно противостоять отрицанию Холокоста и геноцидов, противодействовать антисемитизму. Надо готовить молодых ученых и будущих преподавателей этой темы.
— Благодарю за интересный разговор! Удачи и успехов!
Яна Любарская