Три выставки в Третьяковке

Елена Максимова (iitp.ru)
Елена Максимова (iitp.ru)

Третьяковская галерея проводит сейчас шесть выставок.

В Лаврушинском переулке в старом здании выставка работ Е. C. Кругликовой и ее окружения; в Инженерном корпусе — Б. М. Кустодиев; в новом здании на набережной — И. И. Машков. В Новой Третьяковке на Крымском валу тоже три выставки: «Путь на Восток», Карл Брюллов, Май Митурич.

Кустодиев: красочное изобилие и полная гармония
Борис Кустодиев. Голубой домик. 1920 год
Борис Кустодиев. Голубой домик. 1920 год

Инженерный корпус — мое любимое место. Выставка Бориса Михайловича Кустодиева большая: на втором этаже портреты и графика, на третьем — творческий путь — импрессионизм, «Страна Кустодия» (по определению Александра Бенуа). Народные праздники, ярмарки, трактиры, гуляния на Масленицу, Шаляпин в роскошной распахнутой шубе с мопсом на фоне Воробьевых гор; нарядные, пышнотелые красавицы-купчихи за самоваром, пьющие чай из «кузнецовских» чашек с арбузом — изобилие во всём. Именно эти образы сразу встают перед глазами при имени «Кустодиев». Красочное изобилие — и при этом полная гармония. Картины написаны как память о той России, которой тогда (1920-е годы) уже не было. Конечно, это идиллия, как в ярких воспоминаниях счастливого детства. И писал эти работы тяжело больной художник. Писал с удовольствием, с массой подробностей, самозабвенно, как играет ребенок. Может быть, как лекарство от постоянной мучительной боли (опухоль спинного мозга). Вот, например, «Голубой домик». Улица с выходящим на нее фасадом одноэтажного домика с мезонином. Домик утопает в зелени, в каждом его окошке — своя жизнь, спокойная, неторопливая, вкусная. На крыше парень гоняет голубей, а у забора читает газету гробовщик на фоне своего товара. По этой картине можно написать целый рассказ.

Изумительна «Русская Венера». Как она нежна! — чистота и целомудренность. Позировала дочь Ирина. Кустодиев писал ее с пеленок. Мало кто из художников изображал детей так живо («У окна», «С японской куклой», «С собакой»). Тема семьи писана в совершенно другой палитре, нежели «Кустодия». Это светлые нежные голубой, белый, жемчужно-серый. Портрет жены с ребенком (белое платье, белая сирень), с собакой (как перекликается окрас сеттера с платьем женщины). Чаепитие — спокойное светлое домашнее счастье. Только фигура жены напряжена, чувствуется ее едва скрываемое беспокойство (трое детей, болезнь мужа). Или тонко гармонизированный «Вид из окна на заснеженные горы»: на подоконнике букет белых цветов и венский стул, золотой под лучом солнца!

Борис Кустодиев. Автопортрет. 1902–1904 годы
Борис Кустодиев. Автопортрет. 1902–1904 годы

На втором этаже много замечательных портретов современников, графических и маслом. Я впервые увидела «Портрет неизвестного». Такой живой, он обращается к вам, глаза в глаза, папироса в протянутой к вам руке. И вы невольно останавливаетесь в ожидании его вопроса. Мне очень нравится «Собрание художников объединения „Мир искусства“». Это этюд к задуманной картине. Какие точные характеристики, живые позы. Илья Репин знал, кого пригласить в помощь для написания «Государственного совета». (Кустодиев написал левую половину картины.) Но там титулованные чиновники в золоченых мундирах, в орденах, а на этом этюде — коллеги-художники, и все такие разные: замкнутый серьезный Рерих, очаровательная Остроумова-Лебедева, элегантный Билибин, утонченный Добужинский… А какой Игорь Грабарь! Живая атмосфера взаимной заинтересованности, общей цели и интеллигентности.

В «Диванной» с видом на церковь Третьяковых — вся жизнь Бориса Кустодиева в фотографиях, с датами выставок, путешествий, событий.

На этой замечательной выставке совсем мало народа. Удивительно и обидно.

Выставки в Инженерном корпусе всегда отличные: хорошо подготовлены, продуманы, хорошо развешаны, никакой «дизайнерской» пошлости. Вспомним прошлые выставки: Грабарь, Фешин, Шагал, Малявин и Архипов…

Не пропустите Кустодиева.

Борис Кустодиев. Групповой портрет художников общества «Мир искусства». 1920 год
Борис Кустодиев. Групповой портрет художников общества «Мир искусства». 1920 год
Елизавета Кругликова: острый глаз и твердая рука

Выставка Елизаветы Сергеевны Кругликовой — это офорты и силуэты, вырезанные из черной бумаги. Почти никакого цвета, монохромно. Это очень трудные и трудоемкие техники. Для такой работы необходимы острый глаз и твердая рука. И это было у Кругликовой.

На силуэте «Разговор художников» мы легко узнаём Нарбута, Лансере, а каков Сергей Маковский с моноклем! Силуэты в гостиной перекликаются с «Миром искусства» Кустодиева. Но у Кустодиева всё очень доброжелательно и мягко, а у Е.С. — остро и слегка шаржировано.

Елизавета Кругликова. Портрет кисти Михаила Нестерова, 1938 год
Елизавета Кругликова. Портрет кисти Михаила Нестерова, 1938 год

С 1895 по 1914 год Елизавета Сергеевна жила в Париже. В ее студии-квартире бывали, учились, жили в разное время скульптор Анна Семёновна Голубкина (представлены автопортрет и белый мрамор); Орест Верейский (представлены портреты А. Бенуа, Е. С. Кругликовой, М. Добужинского, Яремича), Яремич, Ефимовы, Вадим Фалилеев, Валентина Ходасевич и многие другие русские художники. Туда пришел по рекомендации Макс Волошин. Они познакомились и подружились на всю жизнь (представлены автопортрет и акварели Волошина). Иван Ефимов и Нина Симанович-Ефимова — создатели кукольного театра теней (представлены рисунки и акварель «Прогулка в Булонском лесу»). Был организован Русский художественный кружок «Монпарнас». Помогали эмигрантам из России устроиться, снять студии, устроить выставки.

Открывает выставку портрет Кругликовой кисти М. Нестерова. Она приехала из Ленинграда в Москву на пару дней, а задержалась на месяц. По воспоминаниям Нестерова, они работали с удовольствием: она позировала, он писал. За обладание портретом боролись Третьяковская галерея и Русский музей. Пришлось Нестерову в 1939 году писать и второй портрет.

Умерла Е. С. в 1941 году в Ленинграде. Хоронили Елизавету Сергеевну 22 июля 1941 года на Волковом кладбище, когда Ленинград бомбили, вспоминает Остроумова-Лебедева. Очень советую пойти на эту выставку. Вы не только увидите интересные вещи, но и почувствуете время и характер этой женщины и ее окружения.

«Путь на Восток»: много имен и мало картин

От выставки «Путь на Восток» на Крымском валу я ждала многого и была разочарована. Много имен и мало картин. Ожидала картины из музея в Нукусе, но не увидела. Чувствуется какая-то поспешность. Очень многие картины известны по основной экспозиции музея. Конечно, замечательный Волков, «Гранатовая чайхана», «Арба», «Свадьба», «Слушают музыку»; самаркандские линолеумы Владимира Фаворского, портреты на досках по левкасу Льва Крамаренко. Поразительные куклы Николая Шалимова и Василия Хвостенко. Эти красноармейцы организовали агитационный кукольный театр, который следовал за фронтом по городам и селениям Туркестана в 1920–1921-х годах.

Л. Ю. Крамаренко. Вечер в Бухаре. 1935 год
Л. Ю. Крамаренко. Вечер в Бухаре. 1935 год

Но все-таки и на эту выставку сходить стоит. На остальных выставках я еще не была.

Елена Максимова, ИППИ РАН

Подписаться
Уведомление о
guest

0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...