Site icon Троицкий вариант — Наука

Деньги-деньги, дребеденьги, или «Наука» XXI века

Фото с сайта cogita.ru

Мое эссе будет основываться на личном феноменологическом опыте столкновения с реалиями современной российской «науки». Под «наукой» я буду понимать, во-первых, систему практик взимания мзды за научную (без кавычек) активность, в которую включаются как науки о природе, так и науки о духе и культуре. Во-вторых, «наука» — это догматизм. В-третьих, «наука» — это непрерывная тавтология, замкнутый круг, референция на саму себя.

Случай первый. международный конгресс

На днях пришло приглашение на Конгресс по психологическому здоровью человека. Цель Конгресса заключается в ознакомлении участников с передовыми технологиями в области традиционной и академической медицины, психологии, образования, бизнеса, науки, искусства и духовных практик; расширение и укрепление международного сотрудничества. Дружба народов — это всегда хорошо, но есть моменты, которые вызывают скепсис, к примеру содействие практическому применению и реализации новых технологий оздоровления в области био- и космоэнер-гетики, валеологии, фитотерапии, гомеопатии и прочих чудес.

Пол Фейрабенд писал: «Идеология — прекрасная штука, пока она существует в компании других идеологий. Она становится мертвящим доктринерством, как только ее достоинства приводят к устранению оппонентов». В случае Конгресса, на словах мы обнаруживаем необходимый идейный плюрализм. Целители и волшебники как бы протягивают руку ученым из академической медицины — и это нормально, хотя и необычно. Однако на портале, который презентует Конгресс, ничего связанного с наукой нет, если таковой не считать новости о науке из таблоидов: «В обновлении браузера Opera mini обнаружен троянец», «Китайские ученые узнали, почему у дятлов не болит голова», «Псковичей приглашают почтить память жертв политических репрессий» и т.д. Наука, ау, где ты? Где оппоненты? Где слово академических ученых? Все это исключено в формате поиска прибыли. К слову, о деньгах. Цена участия, для практика космо- и биоэнергий вполне приемлемая — 5 тыс. рублей.

Случай второй. Журнал

Если пиарить Конгресс не было особого желания, то назвать имя журнала, с которым мне пришлось «поработать», надо обязательно. Я говорю об «Инициативах XXI века». Издание относительно неплохое, политологам и менеджерам оно придется по вкусу.

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ, а значит, не имеет права взимать деньги с аспирантов вроде меня и коллег, желающих получить степень кандидата наук, обучаясь на очной форме. Ан нет, 10 тыс. рублей — и статья готова.

Никогда не было понятно желание бизнесменов и зловредных магов заработать, употребим мягкое выражение, на небогатых слоях населения: студентах, больных людях, пенсионерах. Пускай бизнес конкурирует с бизнесом, но причем здесь эксплуатация незажиточных фермеров и пролетариев интеллектуального труда?

Случай третий. Город Z

Увы, город, о котором пойдет речь, реально существует. Этот город мне как родной, поэтому имя его не назову, а зашифрую символом Z, специалисты легко разгадают. Информацию об этом случае я получил от компетентного источника, пожелавшего остаться неназванным.

Сейчас очень модно заниматься креативной экономикой. Город Z активно работает над креативным управлением. В чем это проявляется? Чиновники стремятся к «транспарентности», хвастают своими успехами в Интернете, но одной сетью не ограничиваются.

Наукообразно чиновники писать умели всегда, этому способствуют образование и включенность в научное сообщество, что предполагает место на кафедре и парочку студентов, которых можно подключить к работе в качестве соавторов или литературных призраков. Но что делать с тем массивом литературы, который порождают криэйторы от бюрократии? Мэру города Z в голову приходит следующий ответ на этот вопрос: а давайте будем пропагандировать наше креативное управление в научных журналах! Чиновники соглашаются, подключают ученых, а дальше начинается дописывание и правка статей, их публикация в научных журналах, видимо, далеко не бесплатная.

Ну, печатаются статьи и печатаются, а где показатели? Как измерить эффективность? Легко и просто. Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) в помощь. Эффективность в РИНЦ измеряется в количестве отсылок на статью. Велик соблазн накрутки рейтинга у такой могучей «корпорации» как бюрократия. Собственно, накруткой рейтинга чиновники и занимаются, взаимно ссылаясь на работы коллег по цеху. Просто и легко.

Выводы

Возможно, описанные мной случаи не равноценны, но, взятые вместе, они хорошо характеризуют обстановку, когда на поле науки неотвратимо наползает нечто такое, что к науке отношения не имеет, но активно ею пользуется и под нее мимикрирует. Такую ситуацию сложно назвать здоровой и уж тем более нельзя назвать по-научному рациональной. Беда в том, что этого «чего-то» становится всё больше, и как следствие всё больше увеличивается желание уехать туда, где наука — это рационализм, а не иррациональность.

Артур Вафин,
аспирант Института философии РАН

Exit mobile version