Свежие номера газеты ТрВ-Наука

ТрВ № 4 (398) за 2024 г.: Молекулярный взгляд на разнообразие жизни

Новый телескоп NASA, «звездная бабочка» и другие астроновости. Как «советский парень Гамов» разгорячил Вселенную. Учение куклы об истине. Диффузия времени. Невероятные приключения советского физика в мире американских стартапов. Там тишина, там ВАК дремучий… Токай: не вино, а университет.

ТрВ-Наука № 398 от 27 февраля 2024 года в PDF
Материалы номера в HTML

Исследования

Молекулярный взгляд на разнообразие жизни

Во времена, когда я и мои сверстники поступали на биологический факультет МГУ, каждому абитуриенту нужно было решить, что он хочет: бродить по лесам, горам и пустыням и бороздить моря в наблюдениях за живой природой или сидеть в лаборатории, капая из пипетки в пробирки, в поисках сути этой живой природы на уровне молекул. Надо было выбирать, куда поступать, — на первое, физиолого-биохимическое, или на второе, «полевое» отделение. Потом отделения объединили. Хорошо помню, как еще в 1990-е годы многие биологи, привыкшие к классической систематике животных, сопротивлялись нововведениям: «Ну была же такая стройная система, пришли молекулярные генетики — и всё испортили!»

Бытие науки

Доказательность Филиппова

Из-за того, что врачей традиционно не учат в мединститутах методам научных исследований, многие из них только позднее в своей профессиональной жизни обучаются распознавать доброкачественные исследования. Естественно, приходится с нуля изучать дизайны исследований, статистический анализ данных, осмысление возможных смещений (bias). Дело это очень увлекательное, и многие врачи пришли к научным исследованиям через изучение доказательной медицины. Да и в целом в мире качество медицинских исследований заметно улучшилось за последние двадцать лет. Естественно, участвуя в этих увлекательных процессах, я помню про то, что сохраняется там и тут — про плагиат, про фальсификацию и про то, что многим людям ученая степень нужна при полном отсутствии интереса к научным исследованиям.

Наука и общество

Из почты Михаила Гельфанда

Добрый день, Михаил! Мы — Продюсерская компания «Ами» (https://…), готовим научно-популярное шоу «ОверСайнс» при поддержке ИРИ (Институт развития интернета) о преображение имиджа ученых, тем самым ставя цель — повысить привлекательность образа…

Страницы истории

«Вот пример: советский парень Гамов»

Историк науки попадает в трудное положение, взявшись рассказать о человеке, который науку двигал. С одной стороны, историку грозит комплекс неполноценности: масштаб научных открытий виден яснее не на страницах учебников и энциклопедий, где всё уже написано черным по белому, а на фоне реальных обстоятельств времени, в темноте незнания и тумане непонимания. С другой стороны, историку угрожает мания величия, когда он берется объяснить, как именно великий открыватель сделал свой шаг в неведомое: сам открыватель обычно толком не знает, как счастливая мысль пришла ему в голову. Обе эти угрозы отступают, однако, когда разглядываешь науку и жизнь Георгия Гамова, невольно заражаясь легкомыслием, которым отличался этот советско-американский физик-теоретик. По той же причине, вероятно, судьба не пожалела для него невероятных приключений.

Просвещение

Терракотовые девочки: античное подражание и истина

Античные концепции подражания — вовсе не просто ученичество у природы. Это сложная изобретательная игра, в которой участвуют люди, куклы и образы. Культуролог Александр Марков и Оксана Штайн связывают истоки античного театра, платонизм и римские праздники. Везде тело марионетки становится живым, и жизнь побеждает смерть неизвестным науке способом.

Авторские колонки