Site icon Троицкий вариант — Наука

К вопросу оценки информации как ресурса

Информация – особый ресурс, отличающийся от материальных ресурсов. Существующие концепции интеллектуальной собственности и оценки информации, по сути, являются применением принципов, разработанных применительно к материальным ресурсам. Материальные ресурсы ограничены, требуют затрат других материальных ресурсов на транспортировку, хранение, невозможно «дуплицирование» (копирование) материальных ресурсов. Информация же, в отличие от материи, с минимальными затратами хранится, транспортируется, неограниченно копируется и неограниченно используется.

Очевидно, что разработка, планирование и организация производства и само производство любого товара и услуги использует, помимо материальных ресурсов, и информационные ресурсы, принципы экономической оценки которых находятся ещё только в начальной стадии разработки.

Необходимо разработать законодательство и экономические механизмы, справедливо оценивающие и распределяющие капитал по всей информационно-материальной экономической структуре: изобретатель или учёный – разработчики – реализаторы (технические и коммерческие внедрители). В Век Информации методы оценки и распределения информации должны учитывать специфику информации как ресурса. За все ресурсы, материальные и информационные, необходимо справедливо платить – тогда общество будет эффективно функционировать.

Любой продукт/сервис, пользующийся спросом на рынке товаров, включая и информационные «товары», связан с некоторой информационно-материальной технологической структурой, начиная от генерации идей, их развития, до их практического использования.

Цель предлагаемых ниже идей: обеспечить справедливое перераспределение доходов от реализации идей, по всей технологической структуре, связанной с каждым товаром.

Что необходимо с точки зрения общества? Создание условий для генерации информации (идей), их развития и практической реализации.

Какова, с точки зрения общества, цель публикации новой идеи (научной статьи, открытия или изобретения)? Дать возможность другим исследователям развить или использовать, применить новую идею (информационный ресурс) на практике.

Общеизвестны проблемы существующей системы патентования, основанной на принципе «авторской, или интеллектуальной собственности»: действующее законодательство, как в России, так и за рубежом, практически помогает капиталу покупать, овладевать идеями, изначально ставит людей с идеями в зависимость от капитала, приводит к полному подчинению, “закабалению” «гениев» людьми с капиталом, что приводит к неисчислимым потерям для общества в целом. Не говоря о многих других проблемах патентования – скупка патентов с целью заблокировать применение (монополизация идей), существенная ограниченность множества патентуемых идей (областей патентования) и т.д.

Необходимо также пересмотреть и доработать и принципы научных публикаций, издательские принципы.

Проблема: «новых» идей много, как отобрать действительно новые и перспективные, отбросив бред графоманов и жуликов? Кто может оценить новую идею?

Существующая система фильтрации идей, основанная на «презумпции компетентности редактора» и рецензента, как это хорошо известно из истории открытий, приводит к тому, что принятие и признание многих гениальных открытий задерживалось на столетия! А сколько безвозвратно пропало? Ведь гения может понять и оценить только гений или близкий к нему по уровню! А что если в данный исторический момент таких людей просто ещё нет? История науки показывает, что очень часто, почти как правило, новая идея воспринимается в лучшем случае как «наивная». Часто время показывало наивность именно критиков, просто не способных оценить значимость идеи.

Выход один: перейти к «презумпции компетентности автора» и публиковать все идеи, т.е. делать доступными для оценки в пространстве и времени максимальному количеству потенциальных «потребителей» информации! «Потребитель» информации – это не тот, кто умеет читать, а тот, кто может эту информацию использовать. Только потенциальный «потребитель» информационного ресурса может дать ему истинную оценку.

Роль редакторов научных журналов должна состоять не в монопольном праве решать, каким идеям «жить», а каким нет, а именно в фильтрации, выборе из множества опубликованных идей, на их взгляд перспективных.

Основное положение предлагаемого нового законодательства: заменить принцип “интеллектуальной, авторской собственности на идею” принципами «всеобщей доступности идей» и “гарантированного авторского дохода от идеи”. Обществу выгодно дать гению средства и создать условия для продолжения генерирования идей. Надо дать гениям возможность свободного закрепления авторства на идею, свободного использования чужих идей, свободного общения без посредников и гарантированного дохода от коммерчески используемых идей.

Основные принципы (набросок):

  1. Принцип свободной публикации идей (специальный сайт в Интернете).
  2. Принцип авторства идеи: идея неразрывно ассоциируется с автором (авторами).
  3. Принцип единственности авторства: приоритет идеи устанавливается по дате публикации идеи.
  4. Принцип всеобщей доступности идей: в момент публикации идея становится доступной для всеобщего использования, применения, развития.
  5. Принцип иерархической зависимости идей: если идея использует (опирается) на другие идеи, устанавливается связь «цитирования».
  6. Принцип гарантированного авторского дохода от идеи: если использование идеи приносит кому-то доход, некоторый процент от дохода передается «активным» авторам «цитируемых» им идей. (Проще всего это реализовать через систему налогообложения? Ведь это не только частный интерес автора получить доход от своей идеи, но и прямой интерес общества – дать гению пропорциональные его таланту средства для работы).
  7. Принцип ненаследования идей: отчисления автору идеи прекращаются со смертью автора – автор из «активного» переходит в «пассивное» состояние (но это не прерывает цепочки цитирования-распределения дохода). Доходы, полагающиеся «пассивным» авторам поступают в госбюджет.

Для практической реализации предложенной схемы, необходимо реорганизовать Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Вот, очень приблизительно, основные функции:

Ценность идеи характеризуется «мощностью» цитационного дерева, происходящего от этой идеи.

Инструменты и методы поиска информации постоянно совершенствуются, и уже вполне реально ориентироваться в этой гигантской базе данных. Важно её создать.

Предложенная схема – не более чем грубая первоначальная идея, как идея самолета или ракеты, и, безусловно, нуждается в существенной доработке группой специалистов по праву, трудовому законодательству, патентоведению, бизнесу, экономике, науке…

Если удастся дать капитал тем, кто способен генерировать идеи, то результаты, по своей значимости превзойдут открытие атомной энергии, т.к. высвободят творческую энергию многих и многих гениев во всём обществе: от гениев «генераторов» идей, до гениев технической и коммерческой реализации! Это приведёт, действительно, к модернизации и экономики и общества.

Протоиерей Михаил Любощинский
математик-экономист, выпускник мехмата МГУ

Exit mobile version