Site icon Троицкий вариант — Наука

Попугай берется за палку

Может ли животное использовать в качестве орудия труда предмет, которым не пользуется в естественных условиях и которым ему очень неудобно манипулировать? Оказывается, может. Специалисты кафедры когнитивной биологии Венского университета (Department of Cognitive Biology, University of Vienna) и Института этологии Конрада Лоренца (Konrad Lorenz Institute for Ethology) соблазнили арахисом новозеландского попугая кеа (Nestor notabilis), и птица взялась за палку, чтобы добыть лакомство.

Попугай Nestor notabilis в естественных условиях не пользуется палочками, но с автомобильными антеннами управляется лихо. Правда, своим кривым клювом он может ухватить антенну только сбоку (www.biqpix.dk)

Палка, пожалуй, самое распространенное орудие труда у приматов, но другие животные применяют его крайне редко. Среди птиц регулярно пользуются палочками только два вида: дятловые вьюрки и новокаледонские вороны. Ухватив клювом черешок листа, веточку или длинную колючку, они выковыривают из щелей насекомых и личинок. Однако в лабораторных условиях орудия труда нередко начинают использовать те, кто никогда не делал этого в дикой природе. Например, грачи под руководством специалистов Кембриджского университета (University of Cambridge) и Лондонского университета королевы Марии (Queen Mary University of London) научились вставлять тонкую веточку в вертикальную трубочку и надавливать ею на подвижную платформу, чтобы получить лакомство. У грачей нет физических препятствий к использованию палочки, как и у вьюрков и новокаледонских воронов, клювы у них прямые, поэтому птицы без труда берут веточку за кончик, так что она становится как бы продолжением клюва, и прицельно ею действуют. А у попугаев кеа клюв кривой, и они могут ухватить палочку только сбоку. В естественных условиях им веточки вообще не нужны: насекомых они выковыривают не из древесных щелей, а из-под камешков, и гнезд не вьют — несторы устраиваются в небольших пещерках. То есть ни физических, ни экологических предпосылок к использованию палки как орудия труда у N. notabilis нет. Но австрийские исследователи попробовали вынудить к этому нескольких попугаев, пойманных в природе.

Перед попугаем ставили деревянный ящик с прозрачной пластиковой передней стенкой, которая не доходила до дна, образуя щель высотой 4 см. В центре стенки было проделано отверстие диаметром 3,5 см. Внутри ящика находилась наклонная алюминиевая плоскость со столбиком-платформой, и на эту платформу экспериментаторы ставили открытую коробочку, а в ней — арахис! Устоять невозможно, а как достать? Для этого требуется просунуть в отверстие одну из прилагаемых палочек диаметром 2 или 1 см и длиной 20 см и столкнуть коробочку с платформы. Она опрокидывалась, и лакомство по наклонной плоскости скатывалось в щель, к ногам умелой птицы.

Попугаи сообразили, как надо действовать, они хватали палочки и тыкали ими в прозрачную стенку, иногда даже пропихивали свое орудие в отверстие, но не попадали по коробочке, потому что не могли ухватить палочку так, чтобы ею удобно было манипулировать, — мешала кривизна клюва.

Устройство для искушения попугаев арахисом

Наконец особо талантливый попугай по кличке Кермит разработал сложную технологию сшибания коробочки. Он брал палочку клювом сбоку, у ближайшего к прозрачной стенке конца, и пристраивал этот конец перед отверстием. Затем перехватывал палочку одной ногой примерно в середине, вставлял в отверстие и «досылал» внутрь, ухватившись клювом за другой конец палочки. Эти манипуляции требуют хорошей координации движений, поскольку в них задействованы и лапа, и клюв. Но Кермит справился.

Исследователи набрали еще пять взрослых самцов несторов и предложили им поучиться у Кермита. С расстояния в один метр птицы наблюдали, как Кермит раз за разом поражает коробочку с арахисом, а затем им предлагали самим попробовать. Эту премудрость попугаи постигали с разным успехом. Двое, Тэмми и Брюс, так и не научились доставать арахис и выбыли на первом этапе исследования. Еще двое, Пик и Фровин, освоили технику Кермита, а Люк, хотя и возился дольше всех, зато разработал собственный метод. Ухватив палочку близ конца, он клал ее на край отверстия и проталкивал внутрь, перехватывая клювом, а лапами себе не помогал.

Но ради чего попугаи проявляют чудеса ловкости и изобретательности? Точно ли они хотят добыть орех, или им просто нравится коробочки сбрасывать? Для уточнения мотивации кеа им ставили на платформу попеременно коробочки двух цветов, зеленую и красную, причем приманку клали только в одну из них: Кермиту и Фровину — в красную, Люку и Пику — в зеленую. Поначалу все несторы сшибали все коробочки подряд, но затем научились выбирать и сталкивали только ящичек нужного цвета, с приманкой, а в других случаях даже не брались за палочку. Кстати, в этом испытании самым сообразительным оказался не Кермит, а Фровин.

Итак, попугаям чужда жажда разрушения, их интересует арахис, и они научились его доставать, используя технику, которой не знали во время вольной жизни. Но, быть может, ученые переоценили способности попугаев, и они не целятся палочкой в коробочку, а просто вставляют ее в отверстие и шуруют там до тех пор, пока не заденут приманку на платформе? Может ли птица наводить орудие труда, а не просто им размахивать?

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, исследователи выставили кеа ящик с двумя отверстиями и двумя платформами, на которые одновременно ставили зеленую и красную коробочки. Коробочку с приманкой располагали то справа, то слева от пустой, ближе или дальше от передней стенки, или же обе коробочки размещали на одном уровне. Задача попугаев заключалась в том, чтобы сталкивать палочкой именно ту коробочку, в которой спрятан орех. Во время тестирования птицы делали правильный выбор в среднем в 70 % случаев: они совали палочку именно в отверстие, находящееся напротив платформы с орехом, причем ее расположение не влияло на выбор птицы. Это означает, что кеа поняли задачу и наводили палочку на нужную цель, но при этом сталкивались с определенными трудностями. Не исключено, что попугаи просто промахивались из-за того, что им неудобно удерживать палочку в изогнутом клюве, да еще ногой перехватывать. Так что они метили в одну коробочку, а попадали в другую, поэтому добыть арахис у них получалось не всегда.

Итак, кеа, которые не употребляют палочки и веточки для оборудования жилища и добычи корма, т.е. не имеют ни физических, ни экологических предпосылок к использованию палки как орудия труда, тем не менее могут этому научиться. И в лаборатории они в состоянии решать задачи, с которыми им никогда не приходилось сталкиваться в природе.

Alice M. I. Auersperg, Ludwig Huber and Gyula K. Gajdon. Navigating a tool end ck-tool use in kea (Nestor notabilis), Biology Letters, doi:10.1098/rsbl.2011.0388