Site icon Троицкий вариант — Наука

Еще один взгляд на проблему

Михаил Кацнельсон
Михаил Кацнельсон, докт. физ.-мат. наук, профессор Университета Радбауда (Нидерланды)

Новость об открытии кафедры теоло­гии в МИФИ я воспринял с некоторым недоумением. Не потому, что «рели­гия и наука несовместимы» и т.п., всяко уж, они совместимы не хуже, чем наука и на­учный коммунизм/атеизм, который мы все учили в принудительном порядке в совет­ских вузах. Что совсем не помешало неко­торым из нас стать вполне сносными фи­зиками. Я даже не могу сказать, что всё это промывание мозгов было полной потерей времени. Пытаясь разобраться в официаль­ном советском марксизме, я стал убежден­ным сторонником философского идеализ­ма, а потом и вообще, как предупреждал Владимир Ильич, скатился в болото попо­вщины. Или как это называется.

Если в результате изучения теологии кто-то станет убежденным атеистом — но при этом понимающим, о чем идет речь, и во что именно он не верит — это всяко будет лучше, чем нынешнее дичайшее невеже­ство в гуманитарных вопросах, типичное для нашей научно-технической интеллигенции. Если деятели РПЦ не хотят всё же такого результата, а хотят какого-то другого, надеюсь, у них хватит здравого смысла не повторять ошибок советских идеоло­гов и не пытаться делать теологию обяза­тельным или квазиобязательным предме­том. От добровольного изучения чего бы то ни было я вреда не вижу. Подчеркиваю – от строго добровольного. И тут есть неко­торые сомнения.

По обсуждениям в Интернете, создается впечатление, что подавляющее большинство и студентов, и сотрудников МИФИ относятся к этой идее отрицательно. Если так, то вреда будет бесконечно больше, чем пользы.

С другой стороны, всеобщее возбужде­ние по этому поводу кажется мне не вполне адекватным, а качество шуток, которые по­падались в том же Интернете – ниже всякой критики. И, вообще, я не думаю, что засилье теологии – это главная проблема россий­ских науки и образования. А вот самодур­ство начальства (имело ли таковое место в данном случае, мне судить трудно) к этим главным проблемам относятся.

В любом случае, это дело МИФИ. Универ­ситет имеет право решать, чему учить, а чему нет. Если решения будут глупыми, пострада­ет репутация. Но определяется она, в случае МИФИ, всё же не этим, а тем, насколько хоро­шо там учат физике. Вот об этом я бы в пер­вую очередь и заботился.

Михаил Кацнельсон

Exit mobile version