Site icon Троицкий вариант — Наука

Австралопитек, скажи мне, что ты ешь…

В последние годы наши знания о том, чем питались наши пращуры, пополнились новыми фактами. Это связано с широким применением в палеоантропологии новых исследовательских методов. Среди них:

1. Изотопный анализ (например эмали зубов). В частности, по содержанию стабильных изотопов углерода 12C и 13С в эмали определяют, растения какого рода поедал хозяин этих зубов:

Исследования последних лет показали, что рацион австралопитеков и ранних Hоmо включал существенно больше саванных С4-растений, чем это характерно для современных человекообразных обезьян.

2. Изучая под микроскопом характер износа эмали зубов, можно выяснить некоторые особенности пищи, употребляемой гоминидом незадолго до смерти.

Рис. 1. Зуб Paranthropus robustus (распиленный вертикально). Красные прямоугольники —
исследуемые участки. (Иллюстрация к обсуждаемой статье: Vincent Balter et al. Evidence for dietary change but not landscape use in South African early hominins.
Nature, опубликована 8 августа 2012 года)

Анализ микроструктуры зубной эмали ранних гоминид показал, что питание африканского и афарского австралопитеков, а также восточноафриканского Paranthropus boisei было довольно монотонным — в отличие от гораздо более разнообразного рациона южноафриканского Paranthropus robustus.

3. Фитолиты — неорганические структуры, состоящие из кварца или оксалата кальция. Они находятся в тканях растений, причем в зависимости от вида растения форма и строение фитолитов различны. Фитолиты постепенно накапливаются в зубном камне — таким образом, зубной камень хранит информацию о том, растения какого рода употреблялись в пищу. В начале 2011 года изучение зубного камня неандертальцев позволило выяснить, что эти существа, считавшиеся стопроцентными хищниками, употребляли в пищу злаки и даже отваривали их.

В прошлом году в ведущих научных журналах вышел ряд публикаций, посвященных исследованиям рациона древних гоминид. Расскажем о двух из них, показавшихся нам особенно интересными. Первое исследование дало результаты, которые подозрительно хорошо вписываются в наши представления об эволюции человека…

Ранние Хомо и парантропы пошли в разные стороны

Как известно, грацильные («изящные») австралопитеки дали начало двум очень разным группам гоминид. Одна из них — парантропы, их еще называют массивными австралопитеками, обладали очень внушительным жевательным аппаратом. Вторая группа — ранние Homo, наши прямые предки, которые стали изготавливать орудия и кушать мясо.

Авторы августовской публикации в журнале Nature (о содержании кальция, бария и стронция, а также его изотопов 87Sr и 86Sr в эмали зубов) выясняли новые особенности рациона южноафриканских австралопитеков, парантропов и ранних Homo. Кроме того, исследователей интересовал вопрос: занимали ли эти гоминиды разные территориальные ниши, или места их обитания совпадали? (Кажется логичным первый вариант: скажем, парантропы жались к берегам рек, а ранние Homo гуляли по саванне…).

Найти ответы помогают 3 соотношения — Sr/Ca, Ba/Ca и 87Sr/86S r .

Исследования показывают, что:

Что касается 87Sr/86Sr, то его значение не зависит от характера рациона, а определяется только содержанием изотопов стронция в почве (из почвы 87Sr и 86Sr попадают в растения, а затем, с пищей — в организмы животных), то есть геологическими особенностями местности. Таким образом, значение 87Sr/86Sr помогает определить в какой местности обитало животное и каков был размер его индивидуальной территории.

Каковы результаты исследования?

Первая неожиданность: заметных отличий в соотношении 87Sr/86Sr между группами гоминид — НЕ выявлено. Таким образом, территории, занимаемые австралопитеками, парантропами и ранними Homo, имели сходный размер и, говоря научным языком, располагались на идентичном геологическом субстрате. А попросту, все эти гоми-ниды жили на одной территории, в одних и тех же местах.

Напротив, соотношения Sr/Ca and Ba/Ca показали существенные различия между 3-мя группами. Если сопоставлять с различными группами животных, то ранние Homo неотличимы от хищников, а парантропы — от листоядных. Что касается A. africanus, то по соотношению Sr/Ca он похож на травоядных, а по Ba/Ca — на листоядных.

Рис. 2. На карте показано местонахождение Коро Торо, а также отмечены другие местонахождения
Восточной и Южной Африки, упоминаемые в
статье. (Иллюстрация к обсуждаемой статье: Julia
Lee-Thorp et al. Isotopic evidence for an early shift to
C4 resources by Pliocene hominins in Chad // PNAS.
Published online before print. 12 ноября 2012 года)

Это еще не всё… Исследователи обратили внимание на то, что «внутризубная» изменчивость соотношений Sr/Ca и Ba/Ca у африканусов выше, чем у других групп. О чем это говорит? Вероятно, пища этих австралопитеков представляла собой комбинацию двух разнородных компонентов (воображение рисует бутерброд с колбасой…). Cочетание листьев и плодов, в которых много стронция и мало бария, и мяса, в котором мало и того, и другого, может дать наблюдаемый эффект. Возможно, в зависимости от сезона, когда тот или иной ресурс скудел австралопитеки переходили с растительной пищи — на мясную и обратно. Это наиболее правдоподобное объяснение. Правда, пока что нельзя сказать, какой из ресурсов — мясо или растения был основным, а на какой австралопитеки переходили по необходимости, «с голодухи».

Рацион парантропов был менее разнообразен и базировался главным образом на древесных растениях. В пище ранних Homo, напротив, преобладало мясо.

Результаты хорошо согласуются с представлениями о том, что австралопитеки типичные «обезьянолюди» потребляли широкий спектр пищевых ресурсов, а их потомки пошли в разные стороны: Homo двинулись в направлении падальничества и, возможно, активной охоты, а парантропы специализировались на листве, плодах и корневищах.

Самый северный австралопитек питался папирусом?

А в ноябре 2012 года на сайте PNAS появилась статья, авторы которой при помощи всё того же изотопного анализа выясняют, что кушал самый северный и, гораздо хуже изученный представитель ранних гоминид — австралопитек бахр-эль-газальский (обитавший на территории республики Чад). Этот гоминид (известный пока что по нескольким очень фрагментарным находкам, сделанным в Коро Торо) особенно интересен тем, что проживал далеко за пределами известных местонахождений Восточной и Южной Африки, где найдено большинство австралопитеков.

Рис. 3. Фрагмент нижней челюсти KT 12/H1, голотип Australopithecus bahrelghazali. Зуб из этой челюсти участвовал в исследовании. (Источник: www.modernhumanorigins.net)

Отложения, содержащие останки A. bahrelghazali, в 2008 году были датированы экзотическим радиобериллиевым методом, и получился возраст — 3,58 млн лет. Примерно в это время на востоке Африки разгуливали родственники знаменитой Люси.

Вместе с останками A. bahrelghazali найдены многочисленные кости животных — наземных и пресноводных. Останки некоторых пастбищных видов антилоп говорят о том, что 3,5 млн лет назад здесь простиралась саванна. С другой стороны, в Коро Торо найдены и кости древних жирафов, значит какие-то деревья должны были расти. Изотопный состав зубов найденных животных (а как же без этого!) показывает доминирование C4-ресурсов. Вывод: во времена австралопитеков район Коро Торо представлял собой открытую саванну с редкими деревьями, прорезаемую руслами рек.

Получается даже более открытая местность, чем реконструируется для афарских австралопитеков.

Итак, что дал изотопный анализ зубов A. bahrelghazali? По соотношению 12С и 13С эти австралопитеки оказались похожими на антилоп, лошадей, свиней и хоботных. С4-ресурсы в их рационе составляли от 55 до 80%.

Такие цифры отличаются от большинства результатов, ранее полученных для гоминид. A. bahrelghazali явно ел больше саванных растений, чем австралопитеки Южной Африки.

И что же это были за растения? Ведь у австралопитеков не было ни мощных жевательных зубов, ни, вероятно, соответствующей пищеварительной системы. Стоит подумать: какие части растений подходят для них? Например, современные павианы любят полакомиться питательными клубнями и луковицами.

Далее авторы статьи рассуждают, что основным блюдом на столе австралопитеков Коро Торо могли быть осоковые растения рода Cyperus (по-русски — «сыть»). Представители этого рода имеют крупные клубни, и широко распространены в африканских тропиках и субстропиках, включая бассейн озера Чад. (К роду Cyperus, кстати, относится египетский папирус). Судя по археологическим данным, некоторые виды Cyperus, например, земляной миндаль, были важным пищевым ресурсом охотников-собирателей Южной Африки времен позднего каменного века.

Авторы полагают, что возможны два варианта пищевой стратегии:

Выбрать правильную версию можно будет, проведя аналогичный анализ для восточно-африканских A. afarensis, которые обитали в более лесистой местности. Сидели ли они на травяной диете, как австралопитеки Чада, или добавляли в свое меню плоды и древесную листву? Люси, вам слово!

1. Vincent Balter et al. Evidence for dietary change but not landscape use in South African early hominins. Nature, published online 8 August 2012 www.nature.com/nature/journal/vaop/ncurrent/full/nature11349.html