Site icon Троицкий вариант — Наука

Урок однополой любви

Не воспаленный эротизм во мне заговорил…

К. Кавафис

Сейчас широко обсуждается проект закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Конечно, пропаганду гомосексуализма в школах можно только осуждать, как и пропаганду религиозную и политическую. Однако есть обоснованные опасения, что с появлением закона будут пресекаться любые попытки рассказать детям об однополой любви. Хотя никто не запрещает рассказывать в школе о коммунизме, нацизме, христианстве или исламе, напротив – в школьную программу вводят курсы ознакомления школьников с основами мировых религий.

Пара короткохвосток (Urosphena squameiceps) y гнезда с птенцами

Ученый, журналист, преподаватель, выпускник кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ Илья Колмановский, объясняя, почему он публично выступал против введения этого закона, сослался на то, что закон означает начало травли гомосексуалистов, уподобив ее травле евреев и коммунистов в нацистской Германии, после чего началось уничтожение любого инакомыслия. Говорили, что Илья преподал ученикам урок гражданского мужества, за который мог пострадать: родители некоторых школьников обратились к дирекции с требованием уволить учителя, якобы симпатизирующего «голубым». Я уважаю позицию Ильи Колмановского и нахожусь всецело на его стороне, однако считаю, что учитель должен воспитывать из учеников достойных людей в рамках своего предметам не участвовать в митин гах, рискуя оставить школьников без преподавателя.Задача учителей-преподавать так, чтобы из их учеников не выросли люди, с презрением относящиеся к гомосексуалистам, евреям, атеистам. Какие бы изменения ни вносили в систему школьного образования, у учителя всегда будет оставаться возможность достойно говорить с учениками.

Я уже несколько лет рассказываю школьникам о социальном поведении животных. Содержание курса меняется в зависимости от возраста и числа учеников (мой курс является факультативным, его в разные годы посещали дети от 3 до 11 класса). Курс в значительной мере основан на моих собственных наблюдениях за поведением птиц и млекопитающих. Когда началось обсуждение закона о запрете пропаганды гомосексуализма, я осознал, что проблеме однополой любви уделял недостаточно места в своем курсе. Теперь пытаюсь исправить ситуацию, поскольку однополые сексуальные связи имеют непосредственное отношение к эволюции социального поведения.

Я хочу вкратце передать свои суждения о гомосексуализме, которые мне не стыдно рассказывать школьникам, в том числе в присутствии их родителей. Повторюсь, что мой курс основан прежде всего на моем личном опыте и про однополую любовь можно рассказывать совсем по-другому. Я уверен, что эту газету читают многие школьные учителя, и хочу лишь дать пример того, как можно рассказывать о гомосексуализме, не занимаясь его пропагандой (хотя законники, конечно, могут думать совсем иначе).

Самец садовой камышевки (Acrocephalus dumetorum)

Гомосексуализм немыслим у разнополых животных с наружным оплодотворением. Его возникновение неизбежно связано с появлением необходимой телесной близости и сексуального влечения. Кроме того, однополые сексуальные отношения мы наблюдаем прежде всего у животных, лишенных значительных различий в окраске, размерах и поведении между самцами и самками. Нарядные петухи, тетерева и турухтаны не будут ухаживать за другими самцами, они предпочтут им скромно окрашенных самочек. Межполовая изменчивость слабо выражена у животных, чьи самцы и самки сходным образом заботятся о потомстве. К ним относятся и камышевки – небольшие, скромно окрашенные певчие птицы, изучению которых я посвятил более десяти лет. В популяциях камышевок помимо самцов, образовавших пары, присутствуют и птицы, не имеющие постоянных участков. Такие «скитальцы» посещают чужих жен, участвуя во внебрачных копуляциях – довольно успешно, как показывают результаты анализа ДНК. В конце сезона, когда многие пары уже кормят птенцов и покинувших гнезда слётков, можно наблюдать птиц, активно пытающихся найти сексуального партнера. Возможно, это молодые самцы, недавно прилетевшие на места размножения и не успевшие оставить потомство. У садовой камышевки одинокие самцы начинают трепетать крыльями, как при ухаживании, даже если рядом с ними проиграть запись пения другого самца. Отслеживая участки, где держится пара камышевок, холостяки принимаются ухаживать за хозяевами, собирающими корм для птенцов. При этом, поскольку отцы, летающие к выводку, держатся более открыто, чем матери, именно они становятся предметом ухаживания со стороны неопытных холостяков. Примечательно, что хозяева участков, подвергаясь сексуальному преследованию, не гонят холостых птиц со своих территорий, как поступают с конкурентами в начале периода гнездования. Они лишь осаждают их, когда те становятся чрезмерно настойчивыми, отгоняя короткими выпадами. В результате посторонние самцы не привлекают внимания хищников к гнездам и выводкам, а также не мешают самкам, собирающим корм.

Cлёток садовой камышевки (Acrocephalus dumetorum)

Более запутанную ситуацию мне удалось наблюдать у короткохвостки – небольшой птички, живущей на юге Дальнего Востока и так же, как и камышевки, относящейся к семейству славковых. У одной пары возник семейный разлад. Самец не смог оградить самку от ухаживаний со стороны соседа в то время, когда она готовилась к откладке яиц, и самка не доверяла своему партнеру, боялась его. Когда  вылупились птенцы, самка почти весь день проводила в нише с гнездом, за кормом не вылетала. Птенцов кормил только отец. Его трогательная забота о выводке не переубедила самку. Когда слётки покинули гнездо, мать держалась поблизости от них, но также не кормила. Заметив приближение супруга, она улетала либо, если самке казалось, что самец заметил ее, нападала на партнера, в том числе в тот момент, когда он передавал корм молодым, так что птенцы в смятении разлетались в разные стороны. К этому гнезду прибился посторонний холостой самец. Он подлетал к нише, где сидели самка и птенцы, но на самку никакого внимания не обращал. Холостой самец начал следовать, ухаживая, за хозяином участка. Теряя его из виду, он возвращался к гнезду, ждал, запевал поблизости. Вскоре хозяин участка, видимо, не желая, чтобы посторонняя птица пением выдала хищникам место нахождения птенцов, стал отвечать «ухажеру», и тот летел к нему, покидая гнездо. Тем не менее, регулярные визиты холостого самца к гнезду привели к тому.что он начал кормить молодых наравне с их отцом, хотя и не столь активно. После того, как птенцы вылетели, холостой самец и самка, оказываясь поблизости, не обращали никакого внимания друг на друга. Они отслеживали только перемещения хозяина участка, всецело занятого кормлением выводка.

У большинства мелких певчих птиц, в том числе у камышевок и короткохвостки, пары образуются на короткий период, привязанность из года в год не сохраняется, и нет сомнений, что холостые птицы, ухаживавшие за самцами, дожив до следующего года, могли успешно образовывать разнополые пары. Однако с развитием более стойкой и длительной привязанности, фактически – любви, у долгоживущих семейных птиц однополые союзы становятся более продолжительными, накладывая серьезные ограничения на участие этих особей в размножении. Возможность образования однополых браков гусеобразными птицами является серьезной проблемой для тех, кто пытается их разводить, тем более что без специальных исследований нередко и человек не может вовремя определить половую принадлежность птиц перед ссаживанием.

Таким образом, сексуальное влечение к особям своего пола тесно связано с появлением качеств, получивших наибольшее развитие в человеческом обществе – близости между индивидуумами, заботы о потомстве, взаимной длительной привязанности, выражающейся в дружбе и любви. Гомосексуализм можно уподобить бесполезным, но неизбежным родинкам на нашем теле, которые могут быть и уродливыми, и красивыми, могут становиться причиной раковых опухолей или входить в моду. Это своеобразная плата человечества за его человечность.

Итак, это мой вариант рассказа об однополой любви. Каждый учитель может предлагать свой. Повторю, нельзя заниматься пропагандой гомосексуализма в школе, но нужно добиваться, чтобы ученики относились с пониманием и уважением к этому явлению и, вырастая, не были похожи на тех родителей, кто писал директору школы возмущенные кляузы на Илью Колмановского.

Exit mobile version