Site icon Троицкий вариант — Наука

Бюджет—2014 и наука

Рис. В. Александрова
Рис. В. Александрова

На прошлой неделе Совет Федерации одобрил закон о федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Знакомство с ним показывает, что правительство не планирует увеличения финансирования фундаментальной науки в следующем году, да и перспективы гражданской науки вообще не назовешь особо радостными. На фундаментальные исследования в наступающем году планируется выделить 114 млрд руб., на гражданские прикладные исследования – в два с небольшим раза больше.

Основное направление, на которое выделяются деньги на прикладные исследования, на бухгалтерском языке именуется «прикладные научные исследования в области национальной экономики» – 206 млрд руб. Более 40% этих средств пойдет на финансирование космической программы – на эти цели будет выделено около 85 млрд руб. На исследования в рамках программы развития гражданской авиационной техники планируется потратить 39 млрд руб., в области гражданского ядерного комплекса – около 15 млрд руб., 13 млрд руб. уйдет на программу развития гражданской морской техники, 11 млрд руб. – на программу развития медицинской и фармацевтической промышленности.

Заметно меньшие средства на гражданские прикладные исследования пойдут по другим разделам бюджета. На прикладные исследования в области здравоохранения будет выделено 19,4 млрд руб., в области образования – 14,4 млрд руб., в области общегосударственных вопросов – 12,2 млрд руб.

В области фундаментальных исследований с точки зрения бюджета произошло вполне предсказуемое изменение: вместо Российской академии наук основным получателем средств на фундаментальные исследования стало Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), которому были переданы подведомственные РАН, РАМН и РАСХН организации, -оно получит более 72 млрд руб. по этой статье. Всего же ФАНО будет выделено 91,7 млрд руб. Осколок прежней РАН – новая РАН – получит 4,1 млрд руб. На этом же уровне останется финансирование ФАНО и РАН и в последующие два года.

Курчатовскому институту в будущем году планируется выделить 5,6 млрд руб., из них 1,3 млрд руб. – на фундаментальные исследования, а 4,3 млрд руб. – на прикладные. В проекте закона о бюджете не сказано, сколько получат ведущие университеты на научные исследования из федерального бюджета, указан только общий объем финансирования (в основном оно идет по «образовательным» статьям). Московскому государственному университету им. М.В. Ломоносова в 2014 году планируется выделить 12,2 млрд руб., Санкт-Петербургскому государственному университету – 8,1 млрд руб.

Похоже, что после длительной борьбы Минфин всё же оставил попытки посчитать причитающиеся научным фондам в 2018 году согласно президентскому Указу № 599 от 7 мая 2012 года 25 млрд руб. «на троих» (т.е. считать, что столько должны получить РФФИ, РГНФ и фонд Бортника вместе взятые, а не только РФФИ и РГНФ). В 2014 году РФФИ будет выделено 9,2 млрд руб. (на 1,2 млрд больше, чем в этом году), а РГНФ – 1,54 млрд руб. (практически столько же, сколько в этом году). В 2015 году финансирование РФФИ и РГНФ также должно возрасти не очень значительно – до 10,9 и 1,8 млрд руб. соответственно. Зато в 2016 году запланирован более существенный рост: РФФИ должен будет получить 14,3 млрд руб., а РГНФ -2,4 млрд руб.

Помимо вполне предсказуемых изменений, связанных с недавно принятым законом о РАН и президентскими указами, есть и неожиданности. Только что созданный Российский научный фонд (РНФ) должен получить в будущем году аж 11,4 млрд руб., т.е. больше, чем РФФИ и РГНФ, вместе взятые. Хорошо, что опасения ученых относительно возможности финансирования РНФ за счет урезания бюджета традиционных фондов не оправдались, во всяком случае, пока. Однако и лишних денег в нынешней нелегкой экономической ситуации в науку не пришло, поэтому возникает вопрос, откуда взяли серьезные деньги, которые достанутся РНФ?

Похоже, что в значительной степени эти средства будут взяты из бюджета ФЦП «Кадры» 2014-2020. Во всяком случае, в 2014 году финансирование основной линейки конкурсов этой ФЦП (гранты для ведущих лабораторий, научных групп, приглашенных исследователей и постдоков) по сравнению с внесенным в Думу проектом закона о бюджете на 2014 год урезано более чем на 60%, а в 2015 и 2016 годы Минобрнауки на эти цели не получит практически ничего. Таким образом, судьба «кадровой» ФЦП пока не ясна: будет ли РНФ всего лишь «оператором», проводящим конкурсы согласно утвержденной постановлением правительства РФ новой редакции ФЦП «Кадры», или РНФ сам решит, какие конкурсы проводить на выделенные ему средства.

Exit mobile version