Site icon Троицкий вариант — Наука

Экспертиза должна стать независимой!

О необходимости создания механизма независимой оценки качества НИР и управления сферой НИР

Борис Альтшулер

Борис Альтшулер, с.н.с. Отделения теоретической физики ФИАН, член Общественной палаты Российской Федерации, зам. председателя Комиссии по социальной политике, председатель правления РОО «Право ребенка»

Независимая оценка качества (независимый аудит, мониторинг) товаров, услуг, результативности научной деятельности, эффективности управления и т.п. – основа успешности любой сферы. Указом президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 правительству было поручено разработать механизмы независимой оценки качества социальных услуг и работы учреждений социальной сферы (в широком смысле слова). Весной 2013 года правительство утвердило соответствующий порядок, согласно которому главными «контролерами» качества выступают те самые органы власти, качество работы которых необходимо независимо оценивать (в октябре 2013 года этот порядок «независимой» оценки качества был подвергнут критике в администрации президента РФ).

В науке у нас оценку качества НИР, выполняемых по госконтрактам, осуществляют так называемые организации-мониторы (корпорация «МетаСинтез» и др.), тесно связанные с Минобрнауки и поглощающие гигантские бюджетные средства.

При этом специалисты организаций-мониторов, как правило, ничего не понимают в сути оцениваемой научной деятельности (специалисты корпорации «МетаСинтез», осуществляющей мониторинг реализации проектов НИОКР в области живых систем, – выпускники социологического факультета МГУ и кафедры концептуального анализа и проектирования МФТИ). Результат – предельная забюрокраченность, немыслимая отчетность научных коллективов и отсутствие объективной оценки результативности научной деятельности.

Согласно здравому смыслу и мировому опыту, независимая оценка (аудит, мониторинг) должны осуществляться приглашенными экспертами, уровень квалификации которых не ниже квалификации сотрудников экспертируемых организаций.

Ключевые вопросы: кто выбирает и приглашает этих внешних аудиторов? Кого приглашать? Как финансируются внешние аудиты?

Эти вопросы встали особенно остро сегодня в связи с реформой РАН и в целом реформой управления наукой в РФ. «Первой ласточкой» создания «наднаучной» структуры ФАНО стало требование научным институтам о предоставлении отчетов руководству ФАНО. Бюрократическая система живет по своим бумажным законам, бесконечно далеким от реальной научной деятельности.

Что можно предложить? В разрабатываемом в настоящее время положении о научно-координационном совете ФАНО (далее – НКС) установить:

1) что важнейшей функцией НКС является организация внешнего аудита результативности научной и управленческой деятельности научных институтов, отделений РАН, Президиума РАН, самого ФАНО, а также Минобрнауки России;

2) что выбор организаций и физических лиц, осуществляющих внешний аудит производится НКС без согласования с руководством ФАНО и что средства на проведение аудитов должны быть предусмотрены в бюджете ФАНО;

3) что не менее половины членов НКС избираются коллективами научных организаций, подведомственных ФАНО.

Октябрь 2013. Борис Альтшулер удостоен Премии им. Андрея Сахарова Американского физического общества «За многолетнюю борьбу в защиту демократии в России и за деятельность по защите прав детей». Премия присуждена совместно с молодым иранским физиком Омидом Какаби, находящимся в настоящее время в заключении в Иране

http://concernedscientists.org/2013/09/omid-kokabee-boris-altshuler-win-aps-andrei-sakharov-prize/

Exit mobile version