Site icon Троицкий вариант — Наука

Жизнь без обломовщины

Алёна Владимирская
Алёна Владимирская

Алёна Владимирская,
создатель агентства Pruff

Вчера за винопитием с умнейшим Александром Эткиндом (да, завидуйте мне — не каждый день удается долго и лично общаться с крупнейшим историком и профессором Кембриджа) говорили о том, почему российские гуманитарии так сложно делают карьеру вне России.

Казалось бы, очевидный ответ: язык. Но проблема в том, что эти российские интеллектуалы знают английский порой лучше, чем немецкие, азиатские или чилийские профессора. Но те вполне спокойно делают в Америке и Европе академическую карьеру, а мы нет.

У меня возникла версия, пока мало чем подкрепленная, как это можно объяснить. Собственно, мой тезис таков: любой западный ученый с юных лет знает, что карьера — это постоянная конкуренция. Причем в 40 лет она еще жестче, чем в 20. Конкуренция за кафедры и лаборатории в университете, за миллионные гранты на исследования. Отсюда у него принцип формирования карьеры: ежедневное структурное строительство доказательной базы, что я — лучший эксперт в этой области.

Это выражается в нескольких принципах, которые я называю дисциплиной карьеры (ну или мозга). Во-первых, ежедневный, экспертный, неотменяемый труд по четкому плану: ежегодно определенное количество книг и статей, ежегодные исследования, ежегодное определенное количество выступлений, четкое отслеживание лучших для него университетов и желание туда попасть — постоянное представление себя в конкурсы на места в них. Не в сослагательном наклонении «хорошо бы написать книгу и статью», а именно в режиме «подумал — сделал». Это такая научная гигиена.

Во-вторых, умение качественно (в хорошем смысле) продавать себя: искусство презентации (мы все говоруны, но очень мало кто готов письменно себя качественно представлять).

В-третьих, научная открытость: желание и возможности постоянно взаимодействовать с коллегами по всему миру. Открытость диалогу и как следствие — генерирование для себя новых возможностей. Не надо иллюзий: там тоже масса взаимной ненависти (особенно при «разделке» миллионных грантов), но при этом диалог и открытость исследований — непреложный факт, потому что каждый понимает — это полезно ему.

В-четвертых (это добавлено по подсказке умнейшего оппонента), очень многие вещи, которые там базово закладываются еще в бакалавриате и магистратуре (постраничное штудирование фундаментальных исследований и концепций с проговариванием и осмыслением, умение регулярно писать свои собственные мысли и идеи, умение самостоятельной критики чужих идей и т.д.) у нас не входят в методический пакет.

У нас по-прежнему «лекции-семинары», и тут как повезет с преподавателями. То есть даже очень талантливый наш гуманитарий на выходе с кандидатской и с перспективами на Западе изначально имеет дырку в бэкграунде, которую он либо самостоятельно, сцепя зубы, наверстывает путем адского саомообразования (но не всё можно наверстать), либо выезжает на raw talent, но при этом всё равно методически не дотягивает до своих тамошних коллег. Поэтому всё и трудно. Изначальная, системой образования заложенная низкая конкурентоспособность.

В российской действительности студенты и аспиранты еще привыкли конкурировать. Люди в гуманитарной науке и при науке от 35 твердо уверены, что их должны ценить уже без их дальнейших усилий. Просто «за имя». Поскольку качественных имен у нас в любой экспертно-научной области — единицы.

И попадая в новую агрессивную экспертную среду, когда твое имя значимо, но не уникально (еще сотни с именами такого же уровня), «наш человек» чаще всего теряется и уходит из больших научных историй, становясь в лучшем случае «экспертом» по России, а в худшем случае истериком в «Фейсбуке».

То есть (краткий предварительный вывод) проблема не в языке (он нормально выучивается за год) и не в отношении к стране.

Основные проблемы:

1) обломовщина — не жить в сослагательном наклонении («когда я напишу книгу»), а ежедневно писать, даже «через не хочу»; фактически это возрастная умственная лень;

2) неумение подавать себя как научный товар.

Уважаемые читатели, а что думаете вы? Приглашаем поделиться вашими соображениями по этому поводу. Пишите на адрес редакции.

Отредактированная версия. Оригинал по ссылке: www.facebook.com/alena.vladimirskaya/posts/10203206338252204

Exit mobile version