Site icon Троицкий вариант — Наука

Дацзыбао главреда

В этом номере «Троицкого варианта» трудно обойти молчанием находящуюся вне формата газеты политику, сделав вид, что ничего существенного со времени предыдущего выпуска не произошло. За это время началась расплата за грехи — свои и чужие. Очень хочется свалить всё на власть, которую мы, видимо, честно заслужили, а большинство из нас (имея в виду всех россиян) поддерживает, так что грехи общие: стратегическая бездарность, примат потребления над созиданием, великодержавный гонор и так далее.

Это общее место. Тема расплаты сквозит во многих комментариях в блогах и СМИ последних дней. Списки прегрешений, за которые предстоит расплачиваться, перекликаются, прогнозы и рецепты — тоже. Попробую изложить свою точку зрения в форме советов и призывов, хотя это не более чем литературный прием.

Итак, первое: не надо паниковать. Лучше расплатиться сейчас, чем позже, — потом придется платить больше. Резкое снижение достатка — дело привычное. Важнее другое: кризис снижает ресурсы власти в части совершения новых безумств, отрезвляет и дает надежду на выход из тупика. Так что давайте сохранять спокойствие: чем быстрее человек перейдет из состояния паники в стадию внутренней мобилизации, тем лучше для него и для страны.

Первая интенсивно обсуждаемая дилемма — уезжать или оставаться. Мой рецепт таков: если вы еще не состоялись, но хотите вырасти, заработать себе имя, стать значимым человеком — уезжайте. Если вы не принадлежите к счастливчикам, у которых здесь великолепные учителя, там вам это сделать будет проще. В состоявшемся виде там вы будете полезней для России, чем в несостоявшемся виде здесь. Особенно если когда-нибудь вернетесь.

Наоборот, любой человек, который уже состоялся, позарез нужен здесь. От его присутствия зависит выбор будущего страны. Значимость такого человека, его влияние неизмеримо выше, если он находится на родине в ее минуты роковые. Так что если чувствуете себя достаточно заматеревшим — оставайтесь! И не забывайте: «Блажен, кто посетил сей мир…»

Наука, качественное образование и высокая культура уже утрачены как мощная сплошная среда, но, несомненно, выживут в виде отдельных очагов. Их количество и качество зависят от людей, к которым я как бы обратился в конце предыдущего абзаца. Поэтому еще один призыв: станьте хранителями огня. Эта роль, как правило, конструктивней и «дальнобойней» судьбы пламенного революционера. А если у вашего очага может греться и расти молодежь — цены вам нет. Когда-нибудь эти очаги объединятся в новую среду, главное – не дать им погаснуть в ближайшее время.

Насчет объединения. В последние года три года народ порой стал реагировать на давление сверху правильным образом: объединяясь в структуры для противостояния. Ближайший пример, освещавшийся в ТрВ, — объединения научных работников, возникшие в прошлом и позапрошлом годах. Сейчас это всё ой как пригодится! Особенно если эти структуры начнут взаимодействовать меж собой и объединяться в широкую сеть.

И последнее. Заслуженный кризис приносит не только угрозы, но и, повторюсь, надежды на перемены. Это не только банальная смена власти, но и смена ценностей и выправление мозгов. Так что если вы являетесь обладателем настоящего профессионализма в какой-либо сфере и душой созидателя – улыбнитесь и подтянитесь. Ваше время еще не пришло, но уже маячит на горизонте. По крайней мере как одна из возможностей.

Борис Штерн

Борис Жуйков,
докт. хим. наук, зав. Лабораторией радиоизотопного комплекса ОЭФ Института ядерных исследований РАН:

Я бы хотел возразить своему другу Борису Штерну. Мне кажется, что в сегодняшней ситуации нет никакой разницы, молодой вы человек или нет. Главное — вы должны действовать как профессионал. Если вы понимаете, что как профессионал должны уехать, что вам лучше заниматься наукой за рубежом, то обязательно уезжайте. Если вы чувствуете, что вам как профессионалу лучше остаться в России, то оставайтесь и работайте. На мой взгляд, ученый должен стремиться прежде всего действовать так, чтобы как можно лучше выполнить свои профессиональные обязанности. Если же вы собрались профессионально заниматься политикой и это для вас сейчас более важно, чем наука, – тогда другой расклад, конечно. Но и здесь надо еще посмотреть, где ваша деятельность будет более эффективна — в России или за рубежом. В России вы ближе к месту событий, но за рубежом вы можете оказаться более независимы. Поэтому в данный момент вряд ли следует требовать, чтобы такие люди, как Ходорковский, Илларионов, Гуриев, вернулись. А Навальный, Немцов… — уличные лидеры, и им, наверное, уезжать нецелесообразно, несмотря на высокий риск.

Алексей Захаров,
канд. физ.-мат. наук, доцент факультета экономики НИУ-ВШЭ:

Выбор действительно такой — оставаться или уезжать (сейчас я чувствую этот выбор). И если оставаться, то разменивая зарплату и, увы, условия работы на авторитет, чувство долга и любовь к Родине. Но есть два момента. Во-первых, я не согласен с отрицанием революционного начала. Оставшимся потребуется не только профессионализм и целостность, но и яркая гражданская позиция. Иначе можно всё проиграть. Так что, как говорил Черчилль, «я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота». Во-вторых (что следует из первого), помимо поддержания научной культуры необходимо формировать культуру политическую. Это – прямая обязанность. Если не мы, то кто? Умение принимать совместные решения, ответственность, уважительное отношение к оппонентам, противникам, да и просто ко всем согражданам — всё это необходимо, чтобы наша страна состоялась как государство.

Exit mobile version