Site icon Троицкий вариант — Наука

Urbi et orbi про Сороса

Мы уже публиковали отзывы российских ученых на объявление фонда «Открытое общество» и института «Открытое общество Фонд содействия» (в просторечии Фонда Сороса) нежелательными организациями (№ 193 от 8 декабря 2015 года, http://trv-science.ru/2015/12/08/george-soros-spasibo-i-prostite/). Приглашаем российских ученых присоединиться к открытому письму профессора биологического факультета Университета Восточного Теннесси Льва Ямпольского.

См. также
Валерий Сойфер. Не надо плевать в руку дающего (ТрВ-Наука № 184 от 28 июля 2015 года).

Среди многих поводов, по которым в последнее время было стыдно за страну, этот, безусловно, не самый важный в смысле последствий для России и мира, даже не самый вопиющий в плане юридическом. Но мерзее трудно придумать, потому что нет ничего мерзостнее собаки, которая кусает руку кормящего. Руку помощи, протянутую в трудную минуту. Любители оправдывать действия властей могут искать оправдания многому — кто в воображаемых вражеских провокациях, кто в сомнительной “воле народа”, кто в загадочных геополитических интересах страны. Но никому не удастся найти оправдания мелкой, но исключительно подлой акции власти – объявлению Фонда Сороса “нежелательной организацией”. Этот ярлык, еще более гнусный, чем пресловутый статус “иностранного агента”, навешивается на Фонд и его создателя, которым Россия должна быть благодарна за то, что то немногое, что осталось от российской науки, пережило 1990-е.

Когда средняя зарплата научного работника уверенно приближалась к 7 долларам в месяц, а фонды на оборудование и реактивы были в еще худшем состоянии, когда государственная поддержка науки практически не существовала, особенно в долгосрочной перспективе, когда научные работники в массовом порядке уходили даже не в бизнес, а в торговлю газетами или уезжали из России, Джордж Сорос предложил не просто спасательный круг в виде зарплаты, но надежду на выживание и уверенность в важности науки для страны и мира. Предложил, организовав и профинансировав, в основном из личных средств, одну из крупнейших благотворительных операций в истории человечества. Более того, соросовские гранты учителям позволили не прервать традицию подготовки блестящих студенческих кадров — необходимое условие непрерывности академических поколений. Без талантливых школьников 1990-х, чей интерес к науке не пропал зря благодаря соросовским учителям, мы бы не имели поколения талантливых молодых ученых сегодня. Есть и еще одно наследие Сороса, роль которого в будущем российской науки трудно переоценить. Соросовские гранты выделялись не комиссией из начальства, повязанного разнообразными конфликтами интересов, а на основании честного peer-review, с привлечением международных экспертов и в соответствии с “гамбургским счетом” научного потенциала, а не административным положением или формальными, часто весьма произвольными критериями. Несмотря на некоторые успехи в этом направлении, финансирование науки в России еще очень далеко от этого стандарта. Мы отдаем себе отчет, что публичное шельмование Фонда сегодня, через много лет после того, как Фонд закончил свою деятельность в России, имеет только одну цель — показать всему миру, в том числе российскому научному сообществу, что нет пределу подлостям, которые власть способна произвести, а сообщество — молча проглотить. Никакой пользы ни народу, ни науке, ни каким-либо геополитическим интересам, ни престижу страны, ни даже самой власти от этого не будет — только чистый, незамутненный позор черной неблагодарности. Наш долг сегодня – заявить во всеуслышание, что российское и мировое научное сообщество глубоко возмущено этой отвратительной акцией.

Подписи принимаются на e-mail subscribe@trvscience.ru
Просьба указать ученую степень, звание (можно писать и без степени), место работы и должность.

Список подписавших заявление на 7 марта 2016 года

Exit mobile version