Site icon Троицкий вариант — Наука

ТрВ продолжит тему зонда к Альфе Центавра

Рис. М. Смагина
Рис. М. Смагина

В предыдущем номере ТрВ-Наука была опубликована моя статья «Двойка по физике Мильнеру с Хокингом», где критиковался проект звездного паруса, исследовательская часть которого была профинансирована Юрием Мильнером. На статью было много откликов, причем одним из первых откликнулся сам Юрий Мильнер. По его инициативе мы проговорили по телефону около получаса. Ключевые моменты этого разговора будут сформулированы в виде интервью и опубликованы. В целом разговор был вполне конструктивным. В частности, я задал недоуменный вопрос: не стоит ли выступить с некоторым дисклеймером, что сам зонд к Альфе Центавра не является предметом финансирования — лишь эксперименты с лазерными парусами, полезные для более реалистичных целей? Мильнер ответил, что только и делает, что выступает с такими дисклеймерами, но журналисты не хотят их слышать.

Юрий посоветовал взять интервью у Филипа Любина, автора препринта, в котором обсуждается проект звездного паруса. Это интервью сейчас находится в стадии второй итерации (первой оказалось недостаточно, поскольку многие ответы напоминали типичные ответы Путина на пресс-конференциях). Второе предложение — организовать на базе «Троицкого варианта» обсуждение проекта. Фактически оно уже идет под вышеупомянутой статьей, но полезно будет провести более широкую хорошо модерируемую дискуссию. Из сенсации надо выжать максимум просветительского эффекта — тогда деньги Мильнера точно не пропадут.

В проект нанозонда к Альфе Центавра уже внесены некоторые изменения. Площадь паруса весом грамм будет не 1 м2, а 16 м2. Мощность пучка — от 50 до 100 гигаватт. Ускорение — 30 000 g. Массив лазерных излучателей расположится на Земле, его размеры — 1 x 1 км, излучатели будут плотно упакованы на квадратном километре. При этом авторы сталкиваются с жесточайшей проблемой атмосферной турбулентности. Чтобы ее хоть как-то преодолеть, излучатели должны быть маленькими — не более 20 см. На вопрос, не пугает ли авторов проекта число фазируемых излучателей выше 20 миллионов, Филип Любин ответил, что не пугает.

Дискуссия обещает быть интересной и веселой.

Борис Штерн

Exit mobile version