Site icon Троицкий вариант — Наука

Что они ни делают, не идут дела

Илья Мирмов, зам. главного редактора ТрВ-Наука
Илья Мирмов

В Академии наук вследствие специальных постановлений Правительства РФ (№ 1595, п. 26, $ 2 от 29.12.2014 и № 771 от 29.07.2015) отменили командировочные удостоверения (КУ). Естественно, с точки зрения Правительства, во благо трудящихся. Для того чтобы улучшить, повысить и упростить. ИЯИ, разумеется, правительству подчинился, заодно усовершенствовав «ПОЛОЖЕНИЕ о направлении сотрудников ФГБУН ИЯИ РАН (в тексте весь титул полностью) в служебные командировки». Могучий документ, в котором не менее 5 разделов, и одни только общедоступные сотрудникам выписки — три страницы содержательного текста. Не знаю, как в других учреждениях, а в Институте ядерных исследований РАН командировочное удостоверение представляло собой стандартный лист А4, сложенный пополам, но не обычным образом, а так, как показано на фото.

До сих пор жалею, что не отсканировал этот документ, — но кто ж знал, что его так неожиданно сдадут в утиль.

Все 4 страницы КУ несли уйму информации. На 1-й стр. — название института, имя и должность сотрудника, номер приказа, по которому человек отправлен в командировку, подпись руководителя института и гербовая печать. На 2-й стр. ставились отметки учреждений, где и в какие сроки сотрудник побывал, а также полные сроки командировки и отметки о ее продлении. На 3-й стр. писалось задание на командировку и краткий отчет о его выполнении. Там ставились две росписи командируемого и две визы руководителя подразделения, выдавшего задание и принявшего отчет. На 4-й стр. была таблица краткого финансового отчета, где все графы были уже маркированы (проезд, суточные, квартирные, страховка и т. д.). Финансовый отчет подкреплялся документами (билетами и чеками).

Много, конечно, всякого, но довольно логично и понятно. Заполнение КУ со всеми подписями при должной сноровке занимало… ну, минут пять. Плюс походы в канцелярию, чтобы получить печать и визу о том, что ты действительно побывал там, куда тебя послали. И вот командировочное аннулировали. Казалось бы — ура! — наконец-то чиновники придумали нечто полезное. Но вот ведь незадача. При всех своих недостатках КУ было ДОКУМЕНТОМ! С печатями учреждения и подписями всех участников процесса, а вкупе с паспортом свидетельствовало о том, что ты имеешь полное право находиться там, где находишься.

А если в Москву, в головной ИЯИ РАН, приезжает на пару недель сотрудник из Баксанской нейтринной обсерватории, да еще, как на грех, с явной кавказской внешностью? И его в столице берет… под ручки… доблестная полиция и интересуется, почему он здесь столько времени и до сих пор без временной регистрации?! Как он будет доказывать, что не верблюд?! Да и мне самому, наоборот, приходилось регулярно ездить в БНО, когда в 2011 году в Баксанском ущелье почти год сохранялся режим контртеррористической операции. И только КУ, вложенное в паспорт, позволяло мне проникнуть к месту работы сквозь десяток военных постов по всему маршруту.

Не может быть, скажет оппонент, наверняка придумана какая-то замена. Ведь оформление КУ — процедура хлопотная и требующая времени и участия нескольких человек. А теперь его оформлять не надо. Жить-то стало лучше! Конечно — лучше. И даже веселее! Теперь вместо одной бумажки мы оформляем две! Первая называется «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении», занимает всю ту же страницу А4 и совмещает в себе стр. 2–3 прежнего удостоверения.

Ну, по крайней мере, здесь сохранен паритет с тем, что было, по макулатуре. Но с одним нюансом. За всё теперь отвечает «руководитель структурного подразделения» — куда и как сотрудник поехал, где НА САМОМ ДЕЛЕ побывал и какую работу сделал. Учреждение, пославшее сотрудника, учреждение, принявшее человека, никакой ответственности за него не несут. По факту — только визируют сведения, предоставленные самим командируемым и его смелым и доверчивым руководителем. В процессе же командировки эта бумага не несет никакой смысловой нагрузки и не является документом — поэтому и возить ее с собой не обязательно. Получается, что человек, отправленный в командировку, может в равной степени считаться и самозванцем, и проходимцем…

Но не будем рисовать всё в черном цвете. Рассмотрим оптимистичный вариант. Руководитель послал сотрудника, качественно сформулировав ему задание. Это задание не менее качественно выполнено именно в том месте, куда оформлена командировка, по итогам которой дан квалифицированный научный отчет, руководителем с удовлетворением утвержденный. Однако ездил-то человек не за свои деньги, а за государственные. Поэтому требуется еще и финансовый отчет. Который раньше легко умещался на трети листика А5 с уже готовыми заполненными графами. Другое дело сейчас. Требуется целиком самостоятельно заполнить две стороны документа А4! (См. иллюстрации.)

Подводим итог очередной бюрократической реформы. Времени тратится больше (писанины меньше не стало). Бумаги тратится ровно в полтора раза больше. Если раньше КУ готовил институт (специально предназначенные для этого люди), то теперь этим полностью занимается сотрудник (научный притом). Избавились от необходимости отмечаться по месту командирования. Взамен полностью лишили командированных легитимности (ну нет документов о том, что человек здесь или там ПО ДЕЛУ). Опять же, переложили контроль за командированными со специализированного персонала (канцелярий) на руководителей подразделений. Убей бог, не пойму, в чем был цимес реформы-то? Небось, еще и отчитались за ее успешное выполнение и полное одобрение со стороны подопытных… пардон, командированных. Сплошной остров Невезения. За что ни возьмутся — в лучшем случае получается смешно.

Ну а самое важное во всем процессе — тот факт, что до сих пор суточные в командировках в РАН составляют 100 (сто!) рублей. Суточные не повышались года этак с 2000-го, и изменить ситуацию может ТОЛЬКО указ президента. Тут я ни капельки не удивлен. Какой президент, такие и суточные…

Илья Мирмов

Exit mobile version