Site icon Троицкий вариант — Наука

Зерновая моль: как бороться

Зерновая моль является одним из самых распространенных вредителей в аграрной сфере. Этот небольшой мотылек способен всего за полтора месяца сделать непригодным весь верхний слой запасов. Поэтому очень важно вовремя определить степень заражения, и принять меры по уничтожению насекомого.

Описание и жизненный цикл зерновой моли

Взрослая особь этого вредителя может достигать 9мм в длину и внешне мало чем отличается от домашней моли. Окрас – желто-коричневый. Комфортные условия для роста и размножения: температура 25-270С, влажность – 15-16%.

Особь зерновой моли проходит 4 этапа развития:

1. Яйцо. Самка насекомого находит подходящее место и откладывает до 200 яиц. В таком состоянии вредитель пребывает от 4 до 28 дней, зависит от температуры (чем выше показатель, тем быстрее).
  2. Личинка. Появившаяся из яйца гусеница прогрызает оболочку зерновки и заползает внутрь. Там она питается содержимым, засоряя полость экскрементами. В одной зерновке пшеницы, ржи и ячменя может находиться максимум одна гусеница, в кукурузе – 2-3 особи.
  3. Куколка. Незадолго до начала окукливания насекомое прогрызает второе отверстие для выхода, закрытое тонким слоем оболочки. В летнее время этот этап развития занимает 7-10 дней, осенью – до 2 недель, зимой рост может сильно замедляться. Из зерновки особь выходит уже в виде бабочки.
  4. Имаго. Живет взрослая моль от 5 до 13 дней. В этот период она не питается зерном, но откладывает новое потомство.

Полный цикл развития насекомого может длиться от 25 до 90 дней, зависит от времени года и микроклимата в хранилище. Что касается скорости размножения, то в прохладных условиях моль дает 3-4 поколения, в теплых – до 8. В поле обычно развивается максимум 2 поколения.

Какой ущерб может нанести моль зерновым запасам

Чаще всего гусеницы повреждают зерновые насыпи пшеницы, кукурузы, ячменя и ржи. Они проникают в верхний слой насыпи, в среднем на 5-8 см вглубь (в некоторых случаях до 22 см). Также нередки случаи, когда насекомое попадает в хранилище, уже находясь внутри зерновок. Скрытый тип заражения мешает вовремя обнаружить вредителя.

При отсутствии мер моль способна уничтожить 40% запасов за 6 месяцев. Зараженное зерно теряет более чем 50% своей массы и становится непригодным для использования в пищевой и кормовой промышленностях.

Эффективные методы уничтожения зерновой моли

Для устранения зерновой моли подходят термические и химические методы. К первой категории относятся:

1. Охлаждение. Моль является теплолюбивым насекомым. Если отметка термометра падает ниже 130С, то ее развитие затормаживается. Для уничтожения вредителя необходимо снизить температуру до -130С. Зимой такого эффекта можно добиться обыкновенным проветриванием, в теплое время года – активным вентилированием;
  2. Нагревание. Несмотря на свою теплолюбивость, очень высокие температуры моль не выдерживает. Речь идет о показателях 48-550С, свойственных сушильным камерам. В таких условиях насекомое и его потомство гибнет за 2 часа.

Важно! Каждый проход через сушильную машину снижает влажность на 5-6%, поэтому способ прогревания не подойдет для сухих запасов.

Альтернативным, и более надежным способом избавления от моли является небулизация – химическая обработка зерна перед загрузкой в хранилище. Холодное распыление инсектицида обеспечивает 100% ликвидацию взрослых особей и их потомства уже через 72 часа. На протяжение следующих 3-12 месяцев (зависит от дозировки) запасы будут защищены от повторного заражения.

Эффективным препаратом для борьбы с молью считается «Пиригрен-50» от компании Sojam. Это инсектицид 3-й группы опасности, то есть он безвреден для людей и урожая при корректном применении. Важным преимуществом этого препарата является короткий период экспозиции. Уже через сутки после распыления зерно может использоваться в пищевой отрасли. Концентрация инсектицида «Пиригрен-50» в конечном продукте (солод, хлебобулочные) составляет 0%.

Профилактические меры для предотвращения повторного нашествия моли

На ранних стадиях обнаружить этого вредителя крайне сложно. Поэтому лучшим решением будет снизить риск повторного заражения. Для этого предназначены следующие меры:

Выводы

Заражение пшеницы молью встречается часто. В теплые сезоны вредитель попадает в хранилище сразу с урожаем. Чтобы этого не допустить, необходимо обработать зерно инсектицидом во время закладки в силос. Для предотвращения повторного заражения стоит тщательнее убирать помещение и подготавливать зерно на току.