Site icon Троицкий вариант — Наука

В Нью-Йорке прошел Всемирный фестиваль науки

С 1 по 5 июня 2011 г. в Нью-Йорке прошел Всемирный фестиваль науки (World Science Festival). Ученые, писатели, журналисты, актеры и простые обыватели собрались с намерением побольше узнать о неизвестном и удивиться уже известному. В рамках фестиваля прошло более 40 мероприятий, включавших лекции, дискуссии, театральные постановки, выставки, музыку и танцы.

Открылся фестиваль вечерним представлением «Сияние», которое заключалось в чтении пьесы о Марии Кюри, написанной актером и продюсером Аланом Алдой (Alan ALda). Актеры вышли на сцену и, сидя на стульях, без костюмов, читали свои роли. Роль Марии Кюри читала актриса Мэгги Гилленхаал (Maggie Gyllenhaal). Простота, а точнее отсутствие постановки, лишь добавило представлению, основанному на письмах и заметках Кюри, правдоподобия и драматизма. Жизнь Кюри — это переплетение профессионального и личного, характерное, наверное, для жизни многих женщин. Упорные самоотверженные исследования радиоактивности, интриги вокруг Нобелевских премий, полученных Кюри и ее мужем в 1903 и 1911 гг., и, наконец, любовная связь с женатым мужчиной (уже после смерти Пьера Кюри) составили основу сюжета и переживаний пьесы «Сияние».

В последующие дни участники имели возможность посетить десятки мероприятий, иногда назначенных на одно и то же время (расписание мероприятий можно посмотреть здесь: http://worldsciencefestival.com/events/). Тесное переплетение науки, искусства и повседневной жизни ощущалось в разговорах о проблемах мироздания, людях, роботах и многом другом. Мероприятия, посвященные загадкам и интересным проблемам науки, сменялись дискуссиями о том, как сделать истории о науке в СМИ и Интернете интереснее и ближе к научной истине.

На семинаре о Вселенной «Перезагрузка космоса: Вселенная как компьютер?» четверо ученых и ведущий-журналист обсуждали гипотезу о том, может ли компьютер быть не просто инструментом для исчисления и симуляции реальности, а основой этой самой реальности.

Согласно данной гипотезе, которая относится к области цифровой физики (digital physics), Вселенная рассматривается не в материальном, а в информационном аспекте. То есть любое явление считается дискретным и доступным для кодирования в виде нулей и единиц и, как следствие, может быть описано с помощью алгоритмов и компьютерных программ. В поддержку этой гипотезы на семинаре приводились факты из истории науки. Например, для многих субстанций, считавшихся непрерывными, таких, как вода, газ или электричество, впоследствии было обнаружено, что они состоят из частиц.

Исходя из этого, можно предположить, что рано или поздно мы узнаем обо всех частицах, составляющих нашу Вселенную, таких как бозон, и поймем, какие алгоритмы управляют Вселенной и нами. В качестве возражения, ученые, принимавшие участие в дискуссии, вспомнили о квантовой механике и о том, что физические явления имеют квантово-механическую природу, т.е. сочетают в себе дискретный и непрерывный аспекты.

По мнению одного из ученых, одним из лучших способов описания явлений квантовой физики до сих пор являются уравнения, описывающие непрерывные функции. Однако участники согласились с тем, что пока нет сильных доказательств в пользу цифровой или квантово-механической гипотезы, поэтому информационно-цифровая гипотеза Вселенной выглядит непонятной, но всё-таки возможной.

В заключение ведущий задал участникам фундаментальный вопрос: «Если предположить, что Вселенная — это вычислительная машина, она будет Макинтошем или 1MB PC?». Другими словами, является ли Вселенная элегантной, продуманной и компактной машиной или это уродливое нагромождение компонентов с частыми сбоями и ошибками? Дискутанты разошлись во мнениях. Самым остроумным, пожалуй, был ответ, что Вселенная управляется Линуксом, гибкой открытой альтернативой MS Windows и Mac OS.

Роли гендера и личности в научных открытиях было посвящено мероприятие «Секрет секрета жизни: Факты и вымыслы». В рамках мероприятия был показан спектакль «Фотография 51» о жизни Розалинды Франклин (Rosalind Franklin). Время действия начало 1950-х годов, место действия — две научные лаборатории Лондона, занимающиеся изучением структуры ДНК. В одной из них работают Ро-залинда Франклин и Морис Уилкинс (Maurice WiLkins), в другой — Джеймс Уотсон (James D. Watson) и Фрэнсис Крик (Francis Crick). Франклин представлена в спектакле как одинокая женщина-ученый с непростым характером, для которой научная точность намного важнее гонки и первенства в открытиях. В то время как в 1962 г. Уилкинс, Уотсон и Крик разделят Нобелевскую премию за вклад в расшифровку структуры ДНК, роль Франклин долгое время будет оставаться малоизвестной. А ведь именно ее «фотография 51», специальным образом сделанная рентгенограмма ДНК, считается одним из главных доказательств двуспиральности структуры ДНК.

После спектакля у зрителей была возможность задать вопросы реальным участникам описанных событий тех лет, в том числе и Джеймсу Уотсону. Беседа, правда, касалась в основном личных аспектов. Действительно ли у Розалинды Франклин был такой тяжелый характер? Был ли в нее влюблен один из сотрудников лаборатории? Отвечала ли она ему взаимностью? В своих ответах Уотсон охарактеризовал Франклин в положительных тонах, однако отметил, что в науке победителя определяет удача, и он оказался удачливее, чем Франклин. Какова роль Франклин в открытии структуры ДНК, почему она не стала одним из соавторов открытия, насколько удача и действия конкретных лиц повлияли на исход событий и их последующую интерпретацию — всё это так и остается неясным и противоречивым. И, к сожалению, одна из главных героинь не может участвовать в дискуссиях. Франклин умерла в 1958 г.

Как уже отмечалось, тематика и характер мероприятий Всемирного фестиваля отличались огромным разнообразием. Что такое статистическая вероятность, и как интерпретировать фразу «9 из 10 стоматологов рекомендуют нашу зубную пасту»; почему люди слушают музыку, и как музыкальные ритмы соотносятся с ритмами нашего мозга; а также загадки памяти, запахов, шифрования информации и многое, многое другое. Видеозаписи некоторых выступлений можно посмотреть на английском языке на сайте фестиваля (http://worldsciencefestival.com/live_schedule); организаторы обещают продолжать выкладывать видеозаписи для всеобщего доступа. Закончился фестиваль уличной ярмаркой, на которой можно было посмотреть симуляцию извержения вулкана, послушать истории про погоду, ураганы и глобальное потепление, понаблюдать за подводными роботами или узнать, как работает Большой адронный коллайдер.

Всемирный фестиваль науки проводился уже в четвертый раз с целью популяризации науки и привлечения публики к обсуждению роли науки в обществе. Это — замечательное действие, одновременно развлекающее и дающее пищу для ума и размышлений. Блогосфера, Твиттер и Facebook полны комментариев довольных, получивших наслаждение людей. Тем не менее, не совсем очевидно, до какой степени такие фестивали выполняют поставленные цели. Сложные темы, такие, как информационно-цифровая природа Вселенной, требовали сосредоточенности и определенных познаний в физике. Такие темы вызывали намного меньше интереса и энтузиазма, нежели истории о жизни ученых, которые понятны, но и к науке как таковой имеют меньше отношения. Что, кроме удовольствия от зрелищ, получают люди на таких фестивалях? Достаточно ли зрелищности для повышения интереса к науке и научной грамотности?

Трудности сочетания развлекательной и образовательной сторон в популяризации науки решаются каждым автором, журналистом, ученым по-своему. Поэтому важность таких фестивалей скорее не в том, чтобы «продвигать» науку, а в том, чтобы совместно экспериментировать с методами популяризации, обмениваться опытом, находить лучшие решения. А тогда, конечно, имеет смысл проводить опросы общественного мнения или как-то еще изучать, каково же влияние подобных мероприятий на отношение людей к науке и их желание получать научные знания и размышлять о будущем науки и общества.

Инна Купер,
канд. соц. наук,
Ph.D. в информационных науках
(Университет штата Индиана, США)

Exit mobile version