Site icon Троицкий вариант — Наука

«Анализ и обобщение» методом прямого переписывания

Минобрнауки объявлены новые конкурсы в рамках ФЦП «Кадры». Как всегда, среди них есть много интересного, но мы остановимся лишь на одном (здесь и далее курсив — это текст ТрВ-Н). Вот на этом.

ЛОТ № 3. ЗАКАЗ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО ТЕМЕ «Анализ и обобщение практики применения законодательства Российской Федерации, регулирующего предоставление грантов юридическим и физическим лицам, подготовка предложений по его совершенствованию». Разработка порядка представления грантов в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы», проводимой в рамках мероприятия 1.6. «Научно-методическое обеспечение повышения эффективности воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров» направления 1 «Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий» федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы

В документе много пунктов, из которых мы процитируем лишь некоторые; полный текст приведен на сайте ТрВ-Н (http://trv-science.ru/up-loads/lot3.doc).

1. Обоснование актуальности выполнения проекта 1.1. Постановка проблемы

Целью федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (далее — Программа) является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, закрепление молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранение преемственности поколений в науке и образовании.

Исполнителями мероприятий Программы являются организации, с которыми государственный заказчик заключает государственные контракты (договоры) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В действующем законодательстве вопросы организации конкурсов на выполнение научно-исследовательских работ регламентируются Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 94-ФЗ).

Основными достоинствами Федерального закона № 94-ФЗ является открытость, прозрачность и конкурентность используемых процедур. В указанном законе вместо административной предварительной квалификации закреплен принцип экономической предквалификации. Это проявляется в том, что ценовой критерий является доминирующим, а значимость критериев, определяющих функциональные характеристики и качество продукта, не может в предельном случае быть более чем 45%.

Однако победитель в государственных конкурсах научных проектов должен в первую очередь определяться научной значимостью и уровнем исследовательской группы, а не ценой проекта, как этого требует Федеральный закон № 94-ФЗ. Кроме того, правило «одна заявка от одной организации» ущемляет права крупных научных организацией, в которых работают десятки и даже сотни независимых научных коллективов.

Применение Федерального закона № 94-ФЗ для контроля за эффективностью использования бюджетных средств на научные исследования является избыточным. В области фундаментальных научных исследований данные функции полностью регулируются двумя естественными механизмами: жесткой конкуренцией при получении грантов и договоров (что предполагает строгую научную отчетность и риски потери дальнейшего финансирования) и заинтересованностью ученых, получивших финансирование, в достижении результатов мирового уровня.

Существующие процедуры ведут к неэффективному расходованию государственных средств, усугубляют отставание российской науки от развитых стран, приводят к потере молодежью интереса к занятиям наукой в России и к нарастающей, катастрофической утечке молодых кадров из отечественной науки.

Указанные проблемы решаются при реализации возможности финансирования мероприятий Программы путем предоставления грантов организациям и физическим лицам на проведение научных исследований, организацию и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ, олимпиад и конкурсов.

Читатели, наверное, задумались, что означают цветные выделения в предыдущем разделе. Скажем сразу, что в самом тексте объявления никакой раскраски, разумеется, нет, это наше творчество. А значит оно вот что:

синий: Открытое письмо молодых ученых президенту РФ (www.science94.narod.ru, см. ТрВ-Н № 74 от 15 марта 2011 г., стр. 4)

• зеленый: рекомендации круглого стола в Совете Федерации «Законодательное обеспечение организации конкурсов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструктуорских работ (НИОКР): проблемы и пути их решения» (http://www.council.gov.ru/events/roundtbl/item/52/recommend.html, см. ТрВ-Н № 75 от 29 марта с.г., стр. 2), составленные тоже инициативной группой.

Стоит все удовольствие 3 миллиона. Не так уж и дорого, если действительно сделают хорошо, а тем более, если примут… Но дословное использование чужих, хотя и общедоступных, материалов уже при формулировке темы конкурса не может не навести на мысль, что и вся работа будет сделана таким же образом. Впрочем, наверное, можно посмотреть на это и с оптимистической точки зрения: хорошо, что материалы, подготовленные учеными, оказываются востребованными при проведении государственной политики.

С.Д., М.Г.

Exit mobile version