Site icon Троицкий вариант — Наука

Снова о разбавлениях

Уважаемые коллеги! Хочу включиться в начатое в вашей газете обсуждение гомеопатии и добавить кое-что к заметке «Слово главреда» Бориса Штерна (ТрВ-Наука № 67, 23 ноября 2010 г.).

Рис. И. Кийко

Как реально достигается 100-кратное разбавление? Предположим, имеется исходный раствор, скажем экстракт из печени дикой утки, содержащий 1 г действующего нaчала (этим термином в фармакологии называют компонент смеси, ответственный за тот или иной биологический эффект этой смеси) в 100 мл раствора. При самых благоприятных допущениях, 1 г — это ~0,01 моля, или ~1021 молекул. Дальше делают первое разбавление — отбирают 1 мл исходного раствора (в нем ~1019 молекул нужного вещества) и разбавляют до 100 мл. Далее ту же процедуру с полученными последующими разбавленными растворами повторяют еще 20-23 раза. Нетрудно сосчитать, что перед последним разбавлением в 100 мл должна содержаться одна молекула действующего начала. Спрашивается, какова вероятность того, что эта единственная молекула случайно попадет в отбираемый для последнего разбавления 1 мл? Эту вероятность тоже можно рассчитать, но и без этого очевидно, что она, хотя и не строго равна нулю, но очень мало от него отличается! В результате последнего разбавления получают раствор, в котором может не содержаться ни одной молекулы действующего начала, и этот-то раствор служит основой для изготовления гомеопатических таблеток. Иначе говоря, в любой такой таблетке с большой вероятностью не окажется ничего от действующего начала печени дикой утки! Но и этого мало — идем дальше.

Чтобы иметь уверенность в достоверности результатов, необходимо очищать растворитель (воду) до 20—23 девяток (степень очистки вещества принято определять процентным содержанием основного компонента в виде «99,99999…»). Насколько мне известно, не существует методов очистки чего бы то ни было до такой степени — даже всего 9 девяток считается высоким достижением! Трудно поверить, что гомеопаты способны так очищать воду, а если способны, то это было бы результатом Нобелевского уровня!

Но и это еще не всё. Элементарное требование к любому фармацевтическому препарату (см. Госфармакопею) — надежная стандартизация, гарантирующая, что любое лекарство, распространяемое под данным названием, всегда имеет идентичные состав и свойства, включая содержание действующего начала. Однако современная аналитическая химия не располагает методами, позволяющими определять содержание действующего начала (к тому же неизвестной природы!) в тех концентрациях (порядка 10-23), которые должны достигаться при заявленных степенях разбавления. Иными словами, гомеопатические «лекарства» — это пустышки, не содержащие ничего, кроме грязи из используемой для их приготовления воды. Поэтому, в частности, довод типа «соседу помогло» не действителен, так как Ваша таблетка совсем не обязательно идентична той, которую принимал сосед.

Алексей Бочков,
проф., докт. хим. наук,
в.н.с. Института биохимической физики
им. Н.М. Эмануэля РАН

Exit mobile version