Site icon Троицкий вариант — Наука

Поколение плагиата

Поколение плагиата
 

Мое поколение, те, кто познакомился с Интернетом на первых курсах университетов, было совершенно испорчено ленью и отсутствием хоть какой-то бдительности преподавателей. В качестве задания для получения зачета надо было написать «реферат», но нигде толком не объясняли, что это такое и как его надо писать, зачем его писать и как умение его писать может нам пригодиться в жизни. Да и не проверяли почти никак. Можно было рискнуть – взять уже проверенный реферат товарища, вложить первую страницу со своей фамилией и снова получить зачет. Даже в случае поимки это не грозило ничем, кроме как необходимостью всё же написать какой-то свой реферат. Вернее – скачать другой из Интернета.

Честно признаюсь перед всем честным народом – и в моей дипломной работе есть один абзац чистейшего плагиата – я его перевел из одной американской статьи, так что никакой современный «антиплагиат» его всё равно не найдет.

Однако, как правило, плагиат у нас совершенно грубый и неумелый. Я боролся с ним, как мог, когда принимал тексты в сборник статей по материалам самых лучших дипломных работ факультета. И понял, что выпускники вообще не знают, что такое плагиат, что такое некорректное цитирование. Но главная беда была в том, что сообщество относилось к этому очень мягко и не применяло даже к самым грубым нарушениям действительно серьезных санкций. Но по сравнению со многими другими вузами на психфаке СПбГУ было хоть что-то – двух девиц, пришедших с одинаковыми теоретическими частями дипломов, развернули на осень – переписывать. Но не отчислили.
А самый анекдотичный случай произошел у нас на кафедре во время предзащиты кандидатской диссертации. Автор взял какие-то материалы двадцатилетней давности и решил повторить исследование на современной выборке, обозначив тему про сравнение ценностей у молодежи разных поколений. Прямо по ходу предзащиты сотрудники кафедры начали передавать друг другу его работу и явственно хихикать. Где-то в самом начале у автора была целая страница текста (без ссылки на источник), начинавшегося словами: «Когда-то в России и правда жило беспечальное юное поколение, которое улыбнулось лету, морю и солнцу – и выбрало “Пепси”»…

Владимир Волохонский

Виктор Пелевин

Generation П. Поколение П

Когда-то в России и правда жило беспечальное юное поколение, которое улыбнулось лету, морю и солнцу – и выбрало «Пепси».

Сейчас уже трудно установить, почему это произошло. Наверное, дело было не только в замечательных вкусовых качествах этого напитка. И не в кофеине, который заставляет ребятишек постоянно требовать дозы, с детства надежно вводя их в кокаиновый фарватер. И даже не в банальной взятке – хочется верить, что партийный бюрократ, от которого зависело заключение контракта, просто взял и полюбил эту темную пузырящуюся жидкость всеми порами своей разуверившейся в коммунизме души.

Скорей всего, причина была в том, что идеологи СССР считали, что истина бывает только одна. Поэтому у поколения «П» на самом деле не было никакого выбора, и дети советских семидесятых выбирали «Пепси» точно так же, как их родители выбирали Брежнева.

Как бы там ни было, эти дети, лежа летом на морском берегу, подолгу глядели на безоблачный синий горизонт, пили теплую пепси-колу, разлитую в стеклянные бутылки в городе Новороссийске, и мечтали о том, что когда-нибудь далекий запрещенный мир с той стороны моря войдет в их жизнь.

Exit mobile version