Site icon Троицкий вариант — Наука

И это хорошо

Ирина Якутенко
Ирина Якутенко

Только что Государственная Дума во втором и третьем чтении приняла закон о реформе РАН. Огромное количество ученых выступили против этого закона, заявив, что он, фактически, убивает науку в России. Тем не менее, депутаты оперативно большинством голосов одобрили злополучный документ и разошлись ужинать. И это хорошо.

Изначально планировалось, что реформа академии будет утверждена еще до думских каникул, но тогда, в конце июня, в самый сезон академических отпусков сотни научных работников вышли на улицы и ненадолго затормозили законотворческий каток. И это хорошо.

Сотрудники РАНовских институтов всё лето обсуждали свалившееся на них несчастье, собирались на внеочередные заседания в своих НИИ и Президиуме Академии, писали бесчисленные открытые письма и много общались с журналистами. И это хорошо.

Непримиримые враги, которые едва здоровались, если случайно сталкивались в коридорах Академии, выступили единым фронтом и, сами удивляясь, поддерживали друг друга и соглашались с точкой зрения оппонента. И это хорошо.

В те дни, когда слуги народа должны были разбираться с законопроектом о реформе, исследователи устраивали гуляния перед зданием Госдумы. Один из видных ученых, который как раз в это время рассказывал телекорреспонденту, почему инициатива правительства и МОН плоха, переживал и стыдился, что он сидит в студии, а не стоит на улице вместе с коллегами. И это хорошо.

До всех тех, кто брезгливо морщился, когда вокруг обсуждали политику, кто демонстративно интересовался только тематикой своих изысканий, кто делал вид, что не знает о существовании за стенами лаборатории совсем иного мира, в котором всем наплевать на безусловную ценность фундаментальных исследований, – до всех этих людей вдруг дошло, что если они сейчас не встанут со стула, то их судьбой распорядится кто-то очень недобрый и совершенно им чуждый.

Любители понаслаждаться ощущением своего интеллектуального превосходства вдруг увидели, какое место определили им столь презираемые чиновники. Ученые,вознесшие сами себя в статус избранных, наконец попытались взять собственную жизнь в свои руки, но скоропалительная попытка заставить власть имущих считаться со своим существованием не удалась. И это хорошо. Хорошо, потому что теперь в стране стало чуть больше людей, понимающих, что не абстрактная власть, а именно они, они сами, лично и конкретно каждый из них определяют свою жизнь. 

Exit mobile version