Site icon Троицкий вариант — Наука

Ищем учителя будущего

Приближается очередной День учителя. О том, какой учитель будет нужен школе завтрашнего дня, размышляет многодетная мама, член Ассоциации родительских комитетов школ для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Наталья Андреева. Ее старшая дочь в 2010 году стала призером 13 олимпиад из федерального списка [1].

Каждый человек хоть раз в своей жизни сталкивался с плохими, непрофессиональными учителями. В лучшем случае они не оставляют следа, поэтому не запоминаются. Но чаще они накладывают отпечаток на всю жизнь: отбивают интерес к учебе, делают ребенка неуверенным, равнодушным. Вспомните лучших учителей, которых вы встретили во время учебы в школе. Много ли их? От силы два-три. Остальные либо прошли мимо, либо не оставили следа. А кто-то так и не встретил такого педагога. Очень важно, чтобы каждый ребенок повстречал в своей жизни Учителя.

Михаил Случ

В начале августа 2013 года Департамент образования г. Москвы организовал пресс-конференцию на тему «Какой учитель будет нужен завтра» с участием нескольких лидеров московского образования: Михаила Случа, Михаила Мокринского и Игоря Реморенко.

Михаил Случ и Михаил Мокринский в недавнем прошлом – директора хороших московских школ и учителя, а сейчас начальники Юго-Западного и Центрального окружных управлений образования г. Москвы соответственно. Игорь Реморенко несколько лет был зам. министра образования и науки, а теперь стал ректором Московского городского педагогического университета. Участники пресс-конференции создали позитивный образа учителя, который будет нужен завтра (и нужен отдельным группам родителей уже сейчас), а также рассказали о грядущих реформах в педагогическом образовании на примере МГПУ.

Игорь Реморенко в своем выступлении сказал, что в этом году начнутся серьезные изменения в системе педагогического образования в Москве и стране. По его словам, сформировался слой новых культурных потребностей среди горожан, которые требуют ответа в системе образования. И чтобы их удовлетворить, нужен новый учитель.

Какой же учитель будет нужен завтра? Михаил Мокринский перечислил главные умения учителя будущего:

Как давно мы ждали, что кто-то произнесет эти слова. Как мало учителей понимают, что они значат. И еще меньше учителей, способных их реализовать.

Чтобы научить ребенка прокладывать путь к мечте, формировать события в своей жизни, учитель должен научиться этому сам. Эту тему затронул Михаил Случ в ответе на вопрос «Зачем в МГПУ готовят event-менеджеров?», упомянув так называемое формирование событий. Это устойчивый термин из лексикона тренеров личностного роста. Речь идет о построении пути к мечте, о выстраивании цепочки жизненных событий, приводящих в нужную точку.

На самом деле event-менеджеры формируют события для заказчика, а учитель помогает ребенку научиться управлять своей жизнью и формировать события в своей жизни. Именно об этом сказал Михаил Мокринский, говоря об умении «строить путь к мечте». Таким образом, учитель будущего – в некоторой степени еще тренер личностного роста ребенка, он помогает ребенку научиться ставить долгосрочные цели и достигать их.

Михаил Мокринский

На пресс-конференции прозвучал один из ключевых вопросов: «Есть ли уже учителя будущего?» На это Михаил Мокринский ответил следующее: «Да, всегда в любой школе, в любой профессии есть люди, которые ушли далеко вперед, люди, за которыми можно пойти. Потому что, если кто-то ушел вперед, это совсем не означает, что этим опытом невозможно воспользоваться другим… Вопрос в другом: если кто-то первый начал, не важно как это называется, либо вслед за этим происходит цепная реакция, либо нет».

Дальше он говорил о важности понимания ребенком смысла задания, о том, чтобы он большую часть времени был заинтересован, чтобы ребенок мог сделать неинтересное задание для себя интересным или придумать другую убедительную мотивацию. Когда один педагогический вуз начнет учить учителей технологиям, тогда и другие подтянутся, уверен М. Мокринский: «Мне кажется, что сегодня основной разговор всё-таки про это. И в этом смысле, конечно, есть учителя будущего сегодня. Были вчера. Но весь вопрос в том, чтобы когорты людей, вновь приходящих в школы, меняли что-то необратимо».

«Учитель должен гарантировать, что интересно и успешно будет учиться в 11-м классе не только тот, кто собирается идти в вуз, но и тот, кто сидит с ним рядом. Вот простой измеритель… Учитель будущего совершенно точно должен справиться с двумя», – отметил Михаил Мокринский. Очень хотелось бы встретить таких учителей уже сегодня. Страшно редки учителя, понимающие, что нельзя заставлять ребенка работать, лишая его смысла ради рутины.

В свою очередь, Михаил Случ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2010», сказал, что «учитель должен быть конкурентоспособным, чтобы конкурировать с выпускниками классических университетов, которые будут всё чаще приходить в образование». По его мнению, «преподаватель завтрашнего дня должен быть современным человеком: знать, как устроены средства массовой коммуникации, понимать, как он взаимодействует с учениками и как это может повлиять на их будущее…»

Тезисы выступления Игоря Реморенко легко найти в его Твиттере [2]. Они были озвучены не только как позиция института, но и как перспектива развития педагогического образования в городе. Он назвал три источника и три составные части нового педагогического образования, на этом месте читатели, прошедшую школу марксизма-ленинизма, наверняка улыбнутся.

Игорь Реморенко

Три источника основаны на поиске новых культурных запросов, на том, чтобы уметь принимать будущее и активно работать с ним, а также на новых технологических подходах. Среди перечисленных составных частей самое интересное и неожиданное – тема повышения квалификации команд педагогов и управленцев и принципиально новые программы повышения квалификации.

Впервые тема команды специалистов, управляющих школой, прозвучала со стороны Департамента образования г. Москвы. Директор не может быть одновременно и Великим педагогом, и Гениальным менеджером. Работа в команде интегрирует возможности разных людей и позволяет добиться лучшего качества. На мой взгляд, если бы удалось реализовать даже часть нарисованной картины, то ситуация в школах резко бы улучшилась.

Нам, родителям, хотелось бы, чтобы будущее наступило как можно скорее. Желательно до того, как наши дети окончат школу, а еще лучше прямо сейчас. Но мы тоже можем его приблизить. Если вы – человек будущего и видите в себе силы менять мир, приходите работать в школу и сделайте мечту реальностью. Школам нужны учителя, менеджеры, юристы, бухгалтеры, активные родители в управляющие советы. Помогите будущему стать реальностью! Будущее начинается сегодня.

Фотографии с сайта www.educom.ru

  1. http://миролимпиад.рф/news/143. www.twitlonger.com/show/n_1rlme1r
  2. Видеозапись пресс-конференции см. на странице www.educom.ru/video/01_08_2013.php
Exit mobile version