Сам фильм можно посмотреть на сайте студии переводов: [1]. Фильм не столько познавательный, сколько вдохновляющий. Он показывает, что не всё в мире погрязло в болоте «духовности» и отсутствия критического мышления, что есть замечательные умные люди, не лишенные чувства юмора и отстаивающие науку и разум. Кроме того, у этих людей есть серьезная поддержка в обществе, о масштабах которой вы даже не подозревали.
Мне бы хотелось поделиться несколькими мыслями, которые были высказаны в ходе обсуждения фильма после показа. Не хотелось бы их забыть.
1. Виталий Фролов высказал идею, которую я хотел, но всё никак не мог сформулировать. Одна из причин, по которой религия является настолько популярным явлением, заключается в том, что религия способствует социализации. Особенно где-нибудь в США, где люди регулярно ходят в церковь. Люди собираются вместе, выполняют ритуалы, общаются. У неверующих нет ритуалов, у них нет мероприятий, которые могли бы сплотить их.
Я думаю, что речь не идет о том, что неверующие начнут целовать книгу «Эгоистичный ген» Ричарда Докинза, отпевать святых ученых-мучеников, есть печенье, символизирующее ДНК Кристофера Хитченса, окунать детей в тазик с дистиллированной водой для защиты от мракобесия, кланяться портрету Сэма Харриса, молиться Дэну Деннету, хором петь песни Тима Минчина или свидетельствовать о чудесах Джеймса Ренди. Но посмотреть и обсудить фильм в дружественной интеллектуальной обстановке — почему бы нет?
Показ «Неверующих» был мероприятием, которое, безусловно, способствовало социализации и сплочению. Люди знакомились, общались, обсуждали кино, делились мыслями. Я считаю, что нужно больше таких мероприятий, и выражаю огромную благодарность организаторам.
2. Ася Казанцева поделилась опытом работы в СМИ. Мы часто ругаем СМИ за то, что они показывают всякую псевдонаучную ерунду типа фильма «Великая тайна воды». Иногда нам даже кажется, что есть заговор по запудриванию мозгов населения. Но чаще всего СМИ просто гонятся за рейтингом. И если народу нравится смотреть про память воды — будет им про память воды. А если окажется, что в моде стали качественные научно-популярные передачи, будут и они. В связи с этим оказывается, что мы сильно недооцениваем важность лайков и репостов. Именно на лайки под статьей будут смотреть рекламодатели.
Если на сайте журнала научно-популярная статья набрала больше лайков, чем статья про гомеопатию – с этим можно идти к начальству и докладывать: вот видите! Давайте публиковать такой материал! Это выгодно! А возможность ставить «лайки» тому, что нравится, есть у каждого из нас.
3. Александр Марков высказал интересную мысль по поводу того, почему в России наблюдается постепенный возврат к религиозности. Существует обратная корреляция между ВВП на душу населения в стране и религиозностью. Разумеется, корреляция не означает, что есть причинно-следственная связь. Но все-таки: чем богаче люди живут, тем меньше в стране доля религиозных людей. США и Россия существенно выпадают из тренда: США более религиозная страна, чем можно было бы ожидать на основе вышеупомянутой закономерности, а Россия (на данный момент) – менее религиозная (из-за атеистического прошлого). Это может оказаться важным социальным фактором, который ведет к тому, что в США мы наблюдаем распространение атеизма, моды на просвещение и необычайную популярность просветителей вроде Ричарда Докинза, а в России мы видим путь на возрождение «духовности».
4. Тем не менее, как уже было отмечено, показ фильма везде собрал полный зал. Это говорит о том, что и у нас в стране есть огромная аудитория трезвомыслящих людей. В России темпы роста популяризации науки огромны. Еще лет десять назад не было почти ничего, а сейчас есть масса научно-популярных проектов. И это внушает оптимизм. Еще раз большое спасибо организаторам, переводчикам и авторам фильма.