Site icon Троицкий вариант — Наука

Школа — науке или наука — школе? Или Зачем директору школы липовая диссертация?

Алексей Кузнецов, ведущий программы «Школа XXI век» на «Общественном телевидении России», почетный работник общего образования РФ
Алексей Кузнецов, ведущий программы «Школа XXI век» на «Общественном телевидении России», почетный работник общего образования РФ
Павел Боков,
канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры общей физики
физического факультета МГУ

Скажите, уважаемый читатель: когда вы слышите об очередной диссертации, сработанной преимущественно методом copy-paste, какой образ автора у вас возникает в первую очередь? Чиновника, делающего карьеру любыми, зачастую беззастенчивыми способами, так ведь? И это правильно, значительное большинство «клиентов» вольного сетевого сообщества Диссернет составляют представители этого беспокойного племени. Это понятно (хотя и противно): кандидатская, а лучше докторская степень за последние пару десятилетий превратилась в один из важных признаков статуса крупного чиновника, наряду с телефоном правительственной связи, мигалкой и прочими аксельбантами.

Встречаются там и работники высшей школы, что еще более понятно, ибо для них занятие наукой прямо-таки предписано действующими правилами: без кандидатского звания невозможно получить должность доцента, а в некоторых ведущих университетах — даже старшего преподавателя; а это, помимо статуса, — право читать лекции, аспиранты, дипломники… Иными словами, деньги. Случаются врачи, и это тоже никого особенно не удивляет: так сложилось еще с советских времен, что в медицине без кандидатской степени человек обречен на работу в районной поликлинике или максимум на должность палатного врача в рядовой больнице.

Но, безусловно, новым явлением стали липовые диссертации работников средней школы. Разумеется, среди директоров средних школ и в советское, и в постсоветское время встречались «остепененные». Как правило, это были действительно незаурядные педагоги, чьи диссертации были прямым результатом их колоссального труда и огромного опыта (такой, например, является докторская диссертация директора московского центра образования № 109 Е. А. Ямбурга «Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы» — то самое, чем Евгений Александрович занимается всю свою директорскую жизнь). Случались и случаются степени не педагогические, а «предметные» у учителей, либо совмещающих преподавание в школе и науку (нечасто, но бывает), либо пришедших в школу из науки (тоже бывает, но тоже нечасто).

А вот в последние годы — как прорвало…

Справка

За всю историю своего существования Диссернет обнаружил признаки некорректного цитирования/заимствования примерно в 4700 диссертационных работах. На данный момент в коллекции Диссернета насчитывается 103 диссертации директоров школ, защищенных после 2000 года. Из них 16 попали в базу Диссернета (и работа по поиску фальшивок постоянно продолжается). 14 кандидатских и 2 докторские защищены в основном по педагогическим наукам, специальности 13.00.01, 13.00.02 и 13.00.08. 15 из 16 авторов — директора московских школ, один — из Московской области.

Масштаб и форма некорректных заимствований свидетельствуют о более чем осмысленном шаге диссертантов: тексты чужих работ заимствуются дословно, причем не просто предложениями — дело доходит до копирования абзацев или целых страниц. При масштабном копировании чужих текстов производится их коррекция под свои цели и задачи: например, в копируемых текстах «школа» заменяется на «гимназию» или «гражданское воспитание» на «гражданственность» и т. п. В отдельных случаях имеет место заимствование результатов и выводов диссертационной работы. Всё это свидетельствует лишь о том, что данные работы лишены одного из основополагающих признаков диссертационного исследования — самостоятельности.

Так, в работе директора гимназии № 625 города Москвы канд. пед. наук Галины Васильевны Алябушевой некорректные заимствования из двух источников занимают почти 60% текста. Текст копируется крупными блоками. Частично заимствованы основные результаты и выводы работы.

В работе директора центра образования «На проспекте Вернадского» (бывшая школа № 1485) города Москвы канд. пед. наук Светланы Анатольевны Беспаловой некорректные заимствования из трех источников занимают почти две трети текста. Текст также копируется крупными блоками. Из одного источника С. А. Беспалова практически без изменений скопировала список используемой литературы.

В работе директора школы № 1987 города Москвы канд. пед. наук Татьяны Николаевны Май текст заимствован из шести источников, в том числе из диссертационной работы Игоря Владимировича Суколенова, научного руководителя Светланы Анатольевны Беспаловой. Татьяна Николаевна в общей сложности скопировала 60% текста своего исследования, включая, с некоторыми коррективами, основные результаты и выводы. Кстати, И. В. Суколенов не единственный раз замечен Диссернетом в качестве руководителя диссертационной работы с масштабными заимствованиями. А сам руководитель диссертационной работы Татьяны Николаевны — Светлана Юргеновна Сенатор — также известный герой Диссернета. Например, в нашем только списке она успела побывать официальным оппонентом диссертационной работы Г. В. Алябушевой.

Работу директора гимназии № 1508 города Москвы докт. пед. наук Вадима Эмильевича Меламуда Диссернет «раскрасил», пожалуй, наиболее разноцветно: из 329 страниц текста лишь на 46-й не обнаружено некорректных заимствований. Текст копируется крупными блоками из семи источников. Практически полностью заимствованы основные результаты и выводы работы. Вадим Эмильевич — член Межрайонного совета директоров ВАО г. Москвы, в 2015 году являлся членом Аттестационной комиссии по аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций города Москвы.

В работе директора Школы молодых политиков (гимназия № 1306 города Москвы) докт. пед. наук Елены Болеславовны Спорышевой заимствования чужих мыслей обнаружены на 136 страницах. Текст копируется крупными блоками из шести различных источников.

В работе директора гимназии № 11 города Королёва Московской области канд. пед. наук Людмилы Николаевны Тимчишиной обнаружены некорректные заимствования из двух источников. Текст работы копируется крупными блоками, в общей сложности две трети страниц содержат масштабные заимствования. Частично заимствованы основные результаты и выводы работы. Руководитель исследования Василий Петрович Подвойский не единожды был замечен Диссернетом в темных делах диссероделания и оппонирования.

А вот депутату Мосгордумы директору гимназии № 1409 города Москвы Ирине Викторовне Ильичёвой не довелось стать «клиентом» Диссернета, так как ее диссертационную работу не удалось обнаружить и, соответственно, проверить на наличие некорректных заимствований. В то же время Ирина Викторовна является обладателем диплома кандидата педагогических наук, бланк которого был похищен из ВАК…

«Что это было?..»

Почему вдруг (и вдруг ли?) в последнее время директора, как последние двоечники, бросились списывать? Ведь речь идет не о единичном случае: в Москве после реорганизации осталось чуть более семисот учебных комплексов, и 2% их директоров попались на плагиате! А ведь большинство руководителей московских школ ученой степени не имеет, т.е. доля от «остепененных» будет гораздо выше…

Серьезного практического значения кандидатская степень в средней школе не имеет, так как обязанности школьного учителя и тем более администратора занятия наукой не предполагают. И авторитет школьного работника на наличии ученой степени никогда не основывался и не основывается. Да, на этом можно заработать, но совсем немного, зарплата школьного учителя мало от этого зависит. Наверное, со степенью проще пройти аттестацию. Где-то, возможно, немного доплачивают… Но разве директору школы, которому сейчас официально разрешено устанавливать себе зарплату в размере средней по школе, умноженной на три, может быть дело до этих пары-тройки тысяч?

Причина, как нам представляется, в другом. Существующая в Москве система расстановки руководящих педагогических кадров поощряет становиться руководителями школ людей амбициозных и не щепетильных. Разумеется, в московском директорском корпусе есть приятные исключения, но, думается, вряд ли случайно указанные в справке лица сочли за благо обратить на себя внимание вышестоящих темами вроде «Воспитание гражданственности в системе работы гимназии».

Это путь понятный вышестоящим, тоже любящим повоспитывать гражданственность и также зачастую не лишенных ученой степени. Это что-то вроде системы «свой-чужой», применяемой в авиации. Вряд ли можно сомневаться в том, что директор, не постеснявшийся этакое сварганить, обеспечит любую необходимую начальству цифру — что на митинге по разнарядке, что на мероприятии по указке, что при голосовании на сайте. «Социально близкие», как это называлось в, казалось бы, безвозвратно ушедшую эпоху.

«Всех учили. Но зачем же ты оказался первым учеником?» — спросил Ланцелот Генриха в шварцевском «Драконе». Генрих ему тогда не ответил. Просто еще не пришло его время. А теперь, похоже, пришло…

Exit mobile version