Site icon Троицкий вариант — Наука

О статистике сайта ТрВ-Наука

Максим Борисов
Максим Борисов

«Троицкий вариант» выходит на бумаге. Нас за это критикуют, говоря, что бумажные издания уже архаика, уходящая реальность, все имеющиеся ресурсы лучше тратить на интернет-издание. Возможно, со временем так и случится, когда возможностей издаваться на бумаге не останется. Есть, впрочем, значимые для нас доводы «за» бумажное издание, и они восемь лет не меняются.

  1. В нынешнем формате ТрВ-Наука во многом уникален. Институтские многотиражки, конечно, еще выходят, но независимых газет, посвященных проблемам науки, днем с огнем не сыщешь. А ведь у чтения на бумаге остаются свои верные поклонники, и это не только старшее поколение.
  2. Основная задача газеты — как-то повлиять на нынешнюю неприглядную ситуацию. Если газету можно положить на стол начальству, то с интернет-ресурсом это так эффектно уже не проделаешь…
  3. Наконец, бумажная газета с ее дедлайнами и ограниченным местом на полосах хоть как-то дисциплинирует нас и авторов. Ведь в основном у коллег такой характер, что статьи в Интернете могут доделываться и откладываться бесконечно, а их объем — драматически расползаться. Есть ощущение, что уход полностью в Интернет что-то поломает в том хрупком внутреннем механизме, который худо-бедно со всем бардаком и спорами позволил просуществовать газете столько лет без существенных срывов.

Тем не менее полноценный сайт у ТрВ-Наука (http://trv-science.ru/) появился довольно быстро, а вскоре после его появления количество посетителей уже многократно превышало число экземпляров бумажной газеты, не говоря уж о географии и доступности. Сейчас аудитория в Интернете превышает бумажную более чем в пять раз (это если судить по html-версии, мы еще не учитываем прямые ссылки на скачивание pdf-версий, многочисленные перепечатки и публикации небольших заметок в социальных сетях).

География вполне предсказуема — в подавляющем большинстве случаев это Россия, потом Украина, США, Европа, Беларусь, Израиль — ряд стран, где наиболее велика русскоязычная диаспора. По географии внутри России тоже всё предсказуемо — в основном это Москва, затем Петербург — и далее крупные города, где теплится наука (Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Владивосток…). С возрастом посетителей тоже всё понятно — есть все слои, но особенно много людей среднего возраста (30+, 40+). Мужская аудитория ощутимо превалирует над женской.

Ощутимы скачки посещаемости, связанные с праздниками, каникулами и невыходом газеты во время Нового года, впрочем, вскоре после этого поток восстанавливается и даже компенсируется, ниже тысячи посетителей в день бывает редко, в среднем больше 2 тыс. в день. Всплески идут вслед за выкладыванием очередного номера и особенно «вирусным» распространением отдельных задевающих коллег публикаций (в социальных сетях, в основном в Facebook, хотя и «ВКонтакте» подтягивается… Есть еще аккаунты в «Живом журнале» и Twitter, но это уже несущественно), так что если смотреть статистику по месяцам, то она относительно ровная и со временем чуть подрастает (хотя не особо). Максимальный долговременный всплеск пришелся на лето 2013 года в связи с реформой РАН (помним, скорбим…).

В месяц html-версию читают плюс-минус 50 тыс. посетителей (соответственно, в тот же месяц выходит 5+5=10 тыс. бумажных экземпляров); отчасти эти аудитории пересекаются.

Из поисковиков нас больше «любит» Google, хотя в «Яндекс» транслируются напрямую новости и статьи при их появлении на сайте. Трудно, конечно, судить о том, сколько посетителей попадает на сайт случайно и уходит, не дочитав статью, однако сравнительно большое число просмотров на человека говорит о том, что читатели у нас в основном не случайные, поисковые фразы относятся к науке («реформа РАН», «реформа науки» и т. д.)

На сайте появляется довольно много комментариев, причем среди комментирующих высок процент людей со степенями. Не все с нами, понятное дело, солидаризируются, однако по сравнению с другими сайтами откровенного хулиганства меньше. Будем надеяться, что ТрВ-Наука сохранит свою особую аудиторию.

Exit mobile version