Site icon Троицкий вариант — Наука

Учитель-бизнесмен. Материалы к словарной статье

Татьяна Челнокова
Татьяна Челнокова

Ответ премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на жалобу о низкой зарплате учителей вызвал немало критики. Петиция с требованием отставки топ-чиновника собрала тысячи голосов. Татьяна Челнокова, магистрант программы «Филологическая герменевтика школьной словесности» НИУ ВШЭ, учитель московской школы, анализирует высказывание бывшего преподавателя Ленинградского госуниверситета без гнева и пристрастия.

На фестивале «Территория смыслов» председатель правительства России Дмитрий Медведев сказал буквально следующее: «Но самое главное, еще раз говорю, — это личный выбор. Меня часто об этом спрашивают, и по учителям, и по преподавателям. Это призвание. А если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю? Ну вот».

Иллюстрируя личным примером, как ему казалось, важность образования и принадлежность образования к непреходящим ценностям, премьер-министр сослался на то, что он после Ленинградского госуниверситета предпочел учиться дальше и пошел в аспирантуру. Это достойный шаг. Но как мог кандидат юридических наук забыть, что 21 декабря 2012 года Госдума приняла новый федеральный закон «Об образовании в РФ»?! Разбираться в юридических документах и помнить их содержание — его прямая задача.

Этот закон регламентирует не только сферу образования и воспитания, но также ее экономический аспект. Разве потребности граждан РФ в образовании полностью удовлетворяются организациями, финансируемыми государством? Очевидно, что нет. Разумеется, мы не будем говорить о случаях, когда у кого-то из вас, друзья, лет в 25–30–50 появляется, предположим, потребность заняться теннисом, выучить иностранный язык или получить новую профессию. Государство сюда не вмешивается, мол, платите за это деньги и развивайте себя физически или интеллектуально сами.

Поговорим о школе. Согласитесь, учить детей в школе государство худо-бедно успевает. И всё же. В настоящий момент российская система образования, стремясь «предоставить человеку возможность получить знания, навыки, поддержать его духовно-нравственный, физический и профессиональный потенциал», всё больше и больше осуществляет это не за государственный счет. Ибо потребности у семьи и конкретного ребенка, а также общества и государства самые разные. И государство, следовательно, и премьер, это прекрасно понимают.

Теперь посмотрим, как может трактоваться термин «бизнес». Как отмечается в словаре: «БИЗНЕС (business, англ., — дело, предпринимательство) — инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела. Б. в небольших масштабах на малых фирмах называют малым» (Борисов А. Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003).

Допустим, что, реагируя на образовательные потребности детей, семей, общества и государства, специалисты, те же учителя, на свой риск и ответственность решат организовать экономическую деятельность. В том числе в школах.

И закон такую возможность предусмотрел: в статье 2 «Закона об образовании» мы читаем, что образовательную деятельность может осуществлять большое количество организаций, например: «19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности; 20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение». В этом же законе к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются и индивидуальные предприниматели, ведущие такую деятельность.

И вот парадокс: если учитель захочет заниматься бизнесом, то он как новоявленный предприниматель должен обеспечить всё, чего требует ФЗ «Об образовании в РФ». Закон предписывает ФГОСы (а это и условия реализации учебных программ, то есть кабинеты, техника, мебель, книги) — и учитель-бизнесмен должен это обеспечить! А еще не забудем обеспечить потребителю образовательной деятельности-услуги должный уровень профессионализма. Не забудем и о подготовке и предоставлении многочисленных (как и у бизнесменов из других областей деятельности) бумаг в разные проверяющие инстанции.

Так что, если вы решили организовать БИЗНЕС в сфере образования -частный детский сад, курсы иностранного языка (во ФГОСе 5-9-х классов есть теперь обязательный второй иностранный с пятого класса, а в школе часто специалиста взять неоткуда), то высокая прибыль, которую сулит премьер, маловероятна.

Спросите бизнесмена, индивидуального предпринимателя в сфере образования, легко ли ему вести бизнес. Думаю, что он начнет вам жаловаться на многочисленные бюрократические барьеры и сложности.

Тогда единственный вопрос к юристу-премьеру: кто пишет такие законы, что по ним невозможно, а если возможно, то с невероятным трудом работать в сфере образования как в бизнесе? Может, приходя во власть, нужно очень хорошо понимать, для кого и для чего ты занимаешься законотворчеством?

Татьяна Челнокова

Exit mobile version