Site icon Троицкий вариант — Наука

Математический призыв в Северную Пальмиру

Александр Денисенко
Александр Денисенко

Читателям ТрВ-Наука не надо представлять Станислава Смирнова — профессора Санкт-Петербургского госуниверситета и Женевского университета, руководителя вновь созданной образовательной программы в СПбГУ «Бакалавриат „Математика“». Но мало кто знает, что среди призеров двух последних (2015 и 2016 годов) Всероссийских олимпиад школьников по математике наибольший улов абитуриентов достался именно СПбГУ — и это уже на второй год существования программы!

Удивляет и география России аж до Байкала, но почти исключая Москву. Даже завлеченные в первый год на презентацию «Белые ночи» выпускники, побывав в Питере, развернулись и — в столицу. И не на мехмат МГУ, не в Физтех, а в Высшую школу экономики.

Поток выпускников столичных матшкол в последние годы и даже десятилетия довольно стабилен — мехмат МГУ, МФТИ, ВШЭ, при этом поток математических мозгов во ВШЭ формируется в основном из выпускников 179-й школы и Колмогоровского интерната и практически исключает «Вторую школу».

Из выпуска Колмогоровского интерната заметная часть отправляется в Северную столицу, но их следы там теряются. Руководство любой сильной школы очень ревниво относится к смене ориентиров среди своих выпускников. Где-то подчас могли и вообще уволить ведущих преподавателей (да и самого директора) при «неправильной» ориентировке выпускников.

Так и возникла идея живой встречи питерских преподавателей с московскими школьниками. Встреча состоялась 18 апреля 2017 года в 179-й школе (входит в структуру МИРОС); приглашены были также учащиеся и учителя 2-й, 57-й, 7-й мат-школ (Департамента образования Москвы), Колмогоровского интерната (МГУ). Занесло и гостей — студентов ВШЭ, приехавших на учебу в Москву из Томска и Киева.

Новый бакалавриат СПбГУ представлял профессор Николай Вавилов. Николай Александрович хорошо известен нашим студентам — по серии видеокурсов в области алгебры, в том числе на английском языке. Трудно передать прозой яркую речь Н. А. Вавилова (на встрече присутствовала Наталия Демина, которая сделала видеозапись основных моментов [1]).

Что удалось узнать в ходе встречи?

Основная задача проекта — радикальное обновление содержания математического высшего образования. Сделать это в традиционных структурах практически невозможно — в силу разветвленной сложившейся за полвека кафедральной структуры с сотнями студентов на каждом курсе, со своими традициями и в условиях не всегда здоровой конкуренции. Команда — небольшой и сплоченный коллектив единомышленников, имеющих общий генезис — 239-я и 30-я школы Санкт-Петербурга, работа за рубежом. Возрастной состав — в основном 35–45 лет, то есть поколение, ослабленное в большинстве вузов (а порой и просто выбитое эпохой). В совет образовательной программы входят ведущие ученые, работающие в Петербурге и за рубежом. Главное направление — освоение широкого спектра языков и подходов современной математики.

На фото (слева направо): А. Денисенко, Н. Вавилов и Н. Константинов

Вторая основа — Theoretical Computer Science в ее мировом понимании (то есть как фундаментальный раздел науки, а не построение программного кода на языке или в системе программирования). Расчет делается на студентов, имеющих очень сильную школьную подготовку.

Известна важнейшая проблема сильных школьников в вузе — опережение сверстников «на входе» и незаметная деградация из-за «расслабленности». У Cмирнова студентов сразу бросают на задачи очень высокой сложности. Примеры таких задач и фрагменты лекций были представлены слушателям. Разумеется, они вызвали замешательство, ведь для других университетов это скорее уровень поступающих в аспирантуру.

Общая методика заимствована у Н. Н. Константинова — в начале семестра студент получает листочки с заданиями с указанием баллов за каждый пункт. На занятиях и учат решать такие задачи, разбирают необходимые теоретические моменты. Николай Николаевич Константинов, присутствовавший на встрече, честно признался, что лекции никогда не были для него самого приемлемой главной формой обучения (пока задумаешься над словами лектора, он уже «ускакал» куда-то далеко и время лекции потрачено впустую). Важная особенность подхода Станислава Смирнова и инициатива студентов первого набора — большинство лекций записываются на видео и доступны всем студентам.

Содержание традиционных с виду курсов — анализа и алгебры, геометрии, теоретической информатики — резко отличается и сложностью содержания, и языком изложения. На бакалавриате преподается курс «Культура математических рассуждений», что некоторым кажется преждевременным для первокурсников. Большое внимание уделяется английскому языку.

На старших курсах предполагается использование индивидуальных траекторий обучения, практика и стажировка в ведущих зарубежных вузах и научных центрах. Вся программа ведется в тесном сотрудничестве с лабораторией Чебышёва (СПбГУ), созданной в 2010-м году на мегагрант Станислава Смирнова. Из московских аналогов наиболее близко построено образование в Московском независимом университете (создан усилиями академика РАН Владимира Игоревича Арнольда).

Этот университет не имеет полноценной юридической формы, но его студенты в другом качестве студенты Высшей школы экономики (иногда образно говорят о существовании двух математических факультетов во ВШЭ). В кулуарах встречи школьники признали, что было бы замечательно организовать обмен преподавателями и студентами бакалавриата «Математика» и ВШЭ по аналогии с Болонской схемой или даже в ее рамках.

В этой связи первый вопрос из зала был очевиден: есть ли надежда, что мы, студенты, сможем осилить предъявляемый уровень требований? В ответ был приведен пример двоих «выживших» москвичей, один из которых — выпускник 179-й школы. Потери в целом есть, но «бескровные». Профессор Вавилов говорил, что учиться полезно как раз в более сильном окружении. Мобильность между разными научными школами еще никому не вредила. По сути, речь идет о мобилизационном подходе в обучении современной математике.

А для поступления параметры такие. Проходной балл ЕГЭ в 2015 году — 213, в 2016-м — 243. Победители и призеры олимпиад I, II, III уровней — вне конкурса. Набор — 45 человек.

В последующем планируется расширение до 60. Родителей, разумеется, интересуют свои вопросы. Здесь есть что сказать. Прежде всего, Смирнову удалось невероятное — вернуть преподавание в центр города. Все занятия проходят в колыбели российской науки — на Васильевском острове. Там же — часть общежитий. Победители олимпиад имеют две существенных привилегии — общежитие на острове и дополнительную стипендию ПАО «Газпромнефть» в 15 тыс. руб. На следующих курсах стипендия выделяется в зависимости от успеваемости.

Из бытовых вопросов стоит заметить, что аренда жилья в Питере — половина московских цен. На случай форс-мажорных обстоятельств поезда «Сапсан» доставляют москвичей и питерцев друг к другу в пределах четырех часов — чуть дольше, чем на подмосковную дачу.

Вопрос сегодня в том, какой вид честолюбия московских школьников возобладает: эниссофобия (непривычно оказаться не первыми парнями на деревне) или азарт преодоления самих себя в освоении зубодробительного материала. При этом вообще атрофия мобильности среди московских матшкольников — интересная тема для социальной психологии. Возможно, это еще и возрастные страхи отрыва от семьи.

В связи с этим естественно появляется потребность в дополнительной подготовке к обучению в программе для школьников не из физматшкол Питера с их особыми образовательными традициями и субкультурой. Для облегчения этой задачи есть доступные записи лекций первого курса.

Старшие и более опытные товарищи осторожно относятся к резким переменам жизненных планов своих школьников. Перед глазами у всех нас — примеры совершенно провальных реформ и новаций в науке и образовании. Встреча с Николаем Вавиловым убедила старших и опытных товарищей в главном необходимом условии успеха: мы имеем дело не с мошенниками от науки и образования, а с профессионалами, знающими и любящими свое дело [2].

Закончилась встреча на очень оптимистической ноте. Профессор Вавилов рассказал о недавнем визите в Северную столицу делегации Международного математического союза, которая рассматривала возможность проведения конгресса в 2022 году. В финал конкурса городов-претендентов вышли Париж и Санкт-Петербург, и результаты визита вселяют надежду: исполнительный комитет уже высказался в пользу города на Неве.

Автор благодарит руководство школы № 179 г. Москвы и лично С. Дориченко за возможность организации встречи.

Александр Денисенко, преподаватель, организатор олимпиад школьников
Фото Н. Деминой

1. youtube.com/watch?v=L3e-MGsH7XQ

2. Подробнее о программе см. chebyshev.spbu.ru/bachelor_program/;
видео и слайды www.chebyshev.spbu.ru/lects/

Exit mobile version