Вы, друг мой, как англоман, конечно, обратили внимание на премированный фильм британского режиссера Джо Райта «Темные времена» (“Darkest Hour”): «Оскара» получил исполнитель роли Черчилля Гари Олдман.
«Темные времена» я хотела увидеть еще и потому, что об этом времени — в том числе и о событиях в Великобритании — у меня есть собственные воспоминания. Начиная с лета 1942 года в Москве на русском языке выходила газета «Британский союзник». Мне шел одиннадцатый год, и я давно уже много читала, так что разрушенный Ковентри вовсе не был для меня абстракцией. Добавлю еще мой опыт переживания непрерывных бомбежек осенью 1941 года.
Поскольку все, кто обсуждал фильм «Форма воды» (о нем я вам писала), отмечали игру Салли Хокинс, я решила посмотреть ее предыдущую работу — главную роль в фильме «Моди» (“Maudie”, 2016, режиссер Эшлин Уолш).
Хокинс играет самодеятельную (naïve) канадскую художницу Мод Льюис (Maud Lewis, 1903–1970) — уникально одаренную женщину, искалеченную ювенильным артритом. То есть воплощает на экране жизнь калеки… И тут я вспомнила ликующую Салли Хокинс на велосипеде в фильме Майка Ли «Беззаботная» и в очередной раз оценила масштаб таланта этой актрисы. Поистине, Хокинс может сыграть всё!..
В «Моди» удивительно удачно совмещены кадры, знакомящие нас с творчеством художницы, и повествование о ее жизни — а ведь так трудно избежать «прямого» хода мысли, согласно которому «наивный» художник пишет то, что видит, и так, как видит… Но ведь художник — как «наивный», так и профессионально образованный — всегда преображает мир. Этот преображенный мир мы и ценим в работах Мод Льюис.
Салли Хокинс в роли Мод так органична, что забываешь, что реальная Мод уже полвека как ушла в лучший мир…
А еще я посмотрела «Призрачную нить» Пола Андерсона. Странное впечатление: фильм прекрасно снят, замечательные актеры — а чего-то главного не хватает. Быть может, мне нужен был некий заключительный аккорд?..
Меж тем смотрела я фильм с удовольствием. Возможные причины этого удачно сформулированы Антоном Долиным, цитирую: «Материальный мир картины восхитительно подробен <…> Английские пейзажи и натюрморты, обои в цветочек, посуда и мебель, — хоть сейчас в музей Виктории и Альберта. Но превыше всего — кройка и шитье. Их, кстати, в этом самом музее и изучали».
В общем, если читатель — хоть и шутя — причисляет себя к англофилам и англоманам, то «Призрачную нить» стоит посмотреть. А если читатель жаждет увидеть настоящее американское кино, смотрите «Три билборда…».
Ревекка Фрумкина