«Дом физики» и действующая экспозиция созданы в том числе и на деньги фонда «Династия». В 2006 г. фонд провел свой первый конкурс «Научный музей в XXI веке», и тогда Красноярская экспозиция стала одной из победительниц. К слову сказать, никакой информации о том, что ждет меня внутри, о самом доме-музее П.А. Красикова, в котором разместилась экспозиция, у меня не было. Так что мои впечатления от посещения – фактически с белого листа.
Теперь уже, побродив по комнатам музея, послушав его историю, чувствуется какая-то сюрреалистичность. Дом протоиерея Кафедрального собора, чей внук стал руководителем первых марксистских кружков в Красноярске. Дом, в котором бывал Ленин, о чем извещает памятник, установленный перед домом. И вот этот дом стал «Домом физики». Получилась своеобразная перекличка эпох, победа материи над духом, сменившаяся победой духа науки над духом идеологии.
После первого впечатления – всё красиво и современно, начинаешь смотреть внимательнее и анализировать. Возникают вопросы. Например, по какому принципу отобраны имена ученых, представленных в зале «Связь и изображение»? Через какое-то время понимаешь, что эти ученые не связаны тематически с залом, а представляют физику вообще. Но тогда немного странно смотрятся в этом ряду основатели красноярской науки, в том числе имеющие мало отношения к физике.
Кто-то скажет, что это – мои придирки. Но и Светлана Григорьевна говорит о том же. Оформление каждого зала очень красивое, его делал известный красноярский дизайнер, но вот с экспозицией это оформление почти не связано. Портреты ученых, формулы, фотографии космических кораблей или каких-то технических устройств тематически выдержаны, но не всегда представительны и информативны. «Кто изображен на этих фотографиях, я так и не смогла понять. А, например, для рассказа о покорении космоса хорошо бы иметь в оформлении фотографию Вернера фон Брауна, а ее здесь нет», – заметила экскурсовод. Подобные комментарии звучали очень часто.
Я пришел в музей к открытию. Уходил примерно через два часа. За это время в музее посетителей больше не было. Вообще на стандартную экскурсию выделен час. Этого очень мало. В экспозиции четыре зала: «Погружение в магию физики. Механика и звук», «Связь и изображение», «Зрительные восприятия в физике» и «Физика космоса». О каждой теме можно говорить не менее часа. «Как можно рассказать за 15 минут про покорение космоса?» – спрашивает меня Светлана Григорьевна. Без сомнения, нужно делать тематические выставки или экскурсии. Но экспозиция находится в таком ограниченном пространстве, что это почти невозможно. Показывать детям одну комнату целый час и сказать, что другие комнаты они увидят через неделю, – почти нереально.
Есть в музее и комната, отведенная под проведение учебных занятий. По словам Светланы Григорьевны, в этом классе даже пытались проводить уроки, но сейчас все заглохло. Дети приходят в музей в каком-то смысле развлечься. Садиться за парты и слушать лекцию у них нет никакого желания. Их больше интересуют занимательные экспонаты или истории, а их не так много. Так, в зале «Физика космоса» (кстати, каждый зал – это небольшая комната в когда-то жилом доме) стоит генератор Тесла, но из-за отсутствия заземления его запрещено включать дольше чем на две минуты.
Мне сложно сказать, кто прав, создатели экспозиции или экскурсовод, показавший экспозицию не одной сотне детей. Наверное, музейное дело развивается, и в моде сейчас новые формы. Я просто думаю, какие элементы этой экспозиции могут заинтересовать разных посетителей. В экспозиции большую роль играет дизайн. Безусловно, он создает определенный стиль и настрой. Но несет ли он какую-то информацию?
По словам экскурсовода, вроде бы большое количество визуальной информации и элементов дизайна не дает почти ничего для представления физики как науки. Случайно написанная на баннере формула не вызывает у меня каких-то эмоций или желания спросить, что она описывает.
Меня заинтересовали некоторые экспонаты с точки зрения их исторической ценности. Но с таким же успехом я бы их рассматривал и в обычной исторической экспозиции. Пара-тройка устройств, демонстрирующих некоторые законы физики, будут интересны детям. Но их не очень много. Одно-два в каждом зале. И я не увидел особой системы в тех явлениях, что они демонстрируют.
Теперь я уже начинаю фантазировать: может, имеет смысл делать научную экспозицию связанной со школьной программой? Чтобы оформление, экспонаты, интерактивные элементы помогали приблизить то, что школьники проходят в классе, к реальной жизни. А может быть, всё дело в размерах? Возможно, стоит выделить под такой музей не деревянный дом, являющийся историческим памятником, а большое современное помещение. И там будет не четыре небольших зала, а десятки. И по ним можно будет бродить и выискивать (возможно, по заданию учителя) разбросанные по этим залам экспонаты и рисунки как элементы какого-нибудь научного пазла.
Казалось бы, отличное дело – создали научный музей, в котором попытались объединить исторические и интерактивные экспонаты. Но как любой проект, музей требует развития. Может, это и хорошо, что я посетил экспозицию через три года после ее создания. Есть какой-то диссонанс между громкими именами спонсоров, современными элементами оформления и признаками начинающегося упадка.
Напечатанные три года назад тексты местами уже не актуальны. Потолки в стиле хай-тек соседствуют со скрипящими деревянными половицами. Мне показалось, что музею и экспозиции требуется новое вливание энергии, идей и планов. Без этого у экспозиции будет два пути – анабиоз или стагнация. Ни тот, ни другой не внушают оптимизма.
Егор Задереев