Site icon Троицкий вариант — Наука

Красноярский «Дом физики»: успехи и проблемы

28_phys-house-1Пару недель назад ко мне обратились из редакции газеты «Троицкий вариант» с просьбой написать небольшой материал про «Дом физики», расположенный в доме-музее П.А. Красикова в центре Красноярска. Яркий слоган «Бегство от удивлений, или Красноярские открытия» на воротах старинного дома на улице Ленина давно привлекал мое внимание. Повода зайти никак не было. И вот он появился.

«Дом физики» и действующая экспозиция созданы в том числе и на деньги фонда «Династия». В 2006 г. фонд провел свой первый конкурс «Научный музей в XXI веке», и тогда Красноярская экспозиция стала одной из победительниц. К слову сказать, никакой информации о том, что ждет меня внутри, о самом доме-музее П.А. Красикова, в котором разместилась экспозиция, у меня не было. Так что мои впечатления от посещения – фактически с белого листа.

Теперь уже, побродив по комнатам музея, послушав его историю, чувствуется какая-то сюрреалистичность. Дом протоиерея Кафедрального собора, чей внук стал руководителем первых марксистских кружков в Красноярске. Дом, в котором бывал Ленин, о чем извещает памятник, установленный перед домом. И вот этот дом стал «Домом физики». Получилась своеобразная перекличка эпох, победа материи над духом, сменившаяся победой духа науки над духом идеологии.

Но, впрочем, сейчас речь не об отношениях науки, религии или политики. Итак, заплатив 60 руб. за экскурсию и 10 руб. за разрешение делать фотографии, я попал в «Дом физики». Далее проблема, как написать отчет о визите в музей, отпала сама собой. По залам меня водила прекрасный экскурсовод Светлана Григорьевна Анашкина. Бывший работник Красмаша (закрытое оборонное предприятие), человек с техническим складом ума, она не только показала мне всю экспозицию. Она рассказала мне и о проблемах музея и даже высказала свои пожелания-предложения, как ему развиваться дальше. Я совсем не специалист в музейном деле. Но хотел бы обратиться к тем, кто занимается созданием выставок и экспозиций. Разговаривайте с экскурсоводами. Мне кажется, они расскажут вам в десять раз больше, чем профессиональные искусствоведы или менеджеры по культуре.

Красноярской экспозиции уже три года. В свое время предполагалось, что она «в увлекательной форме представит детям физику как науку, ее роль в решении проблем человечества, а также покажет вклад красноярских ученых в развитие естественных наук». Конечно, я смотрел на все взглядом не школьника, а научного сотрудника. Поэтому мало, что смог увидеть из заявленного в анонсе. Первое впечатление – всё круто. Оформлены залы и вправду неплохо. Каждый зал в своем стиле. На стенах – современные баннеры с портретами ученых, красивыми околонаучными картинками и вкраплениями формул. В зале, посвященном механике и звуку, потолок сделан из шестеренок разного размера. В другом зале, с экспозицией старых телевизоров и радиоприемников, с потолка свисают привязанные за веревочки сотовые телефоны.

После первого впечатления – всё красиво и современно, начинаешь смотреть внимательнее и анализировать. Возникают вопросы. Например, по какому принципу отобраны имена ученых, представленных в зале «Связь и изображение»? Через какое-то время понимаешь, что эти ученые не связаны тематически с залом, а представляют физику вообще. Но тогда немного странно смотрятся в этом ряду основатели красноярской науки, в том числе имеющие мало отношения к физике.

Кто-то скажет, что это – мои придирки. Но и Светлана Григорьевна говорит о том же. Оформление каждого зала очень красивое, его делал известный красноярский дизайнер, но вот с экспозицией это оформление почти не связано. Портреты ученых, формулы, фотографии космических кораблей или каких-то технических устройств тематически выдержаны, но не всегда представительны и информативны. «Кто изображен на этих фотографиях, я так и не смогла понять. А, например, для рассказа о покорении космоса хорошо бы иметь в оформлении фотографию Вернера фон Брауна, а ее здесь нет», – заметила экскурсовод. Подобные комментарии звучали очень часто.

Светлана Григорьевна говорит, что за первые два года на экспозиции побывали почти все школьники города. Приезжало по несколько классов в день. Сейчас интерес спал. Посетители музея – это или гости города, или «богатые родители, которые хотят показать детям что-то интересное и научное».

Я пришел в музей к открытию. Уходил примерно через два часа. За это время в музее посетителей больше не было. Вообще на стандартную экскурсию выделен час. Этого очень мало. В экспозиции   четыре   зала:   «Погружение в магию физики. Механика и звук», «Связь и изображение», «Зрительные восприятия в физике» и «Физика космоса». О каждой теме можно говорить не менее часа. «Как можно рассказать за  15 минут про  покорение космоса?» – спрашивает меня Светлана Григорьевна. Без сомнения, нужно делать тематические выставки или экскурсии. Но экспозиция находится в   таком   ограниченном   пространстве, что это почти невозможно.   Показывать   детям одну комнату целый час и сказать, что другие комнаты они увидят через неделю, – почти нереально.

Есть в музее и комната, отведенная под проведение учебных занятий. По словам Светланы Григорьевны, в этом классе даже пытались проводить уроки, но сейчас все заглохло. Дети приходят в музей в каком-то смысле развлечься. Садиться за парты и слушать лекцию у них нет никакого желания. Их больше интересуют занимательные экспонаты или истории, а их не так много. Так, в зале «Физика космоса» (кстати, каждый зал – это небольшая комната в когда-то жилом доме) стоит генератор Тесла, но из-за отсутствия заземления его запрещено включать дольше чем на две минуты.

Не хотелось бы, чтобы мой репортаж кто-то воспринял как огульную критику. И тем более, чтобы были какие-то проблемы у Светланы Григорьевны. В целом экспозиция мне понравилась. В музее есть отличные экспонаты. Подборка музыкальных инструментов. Старые телевизоры, которые так и просятся в интерьер какого-нибудь ценителя старины. Я бы сам такой телевизор с надписью «Енисей» поставил где-нибудь на видном месте. Но повторяю, после первого впечатления – красивое оформление начинаешь думать и о содержании. И оно проигрывает оформлению. Не спасает и опыт экскурсовода. Светлана Григорьевна и сама говорит: «Вы там напишите, пусть нас переведут в другое современное и большое помещение. Не подходит старинный деревянный дом на роль Дома физики». Далее она продолжает: «Экспозиция должна меняться не реже чем раз в год. Нужно делать тематические экспозиции по конкретной области науки».

Мне сложно сказать, кто прав, создатели экспозиции или экскурсовод, показавший экспозицию не одной сотне детей. Наверное, музейное дело развивается, и в моде сейчас новые формы. Я просто думаю, какие элементы этой экспозиции могут заинтересовать разных посетителей. В экспозиции большую роль играет дизайн. Безусловно, он создает определенный стиль и настрой. Но несет ли он какую-то информацию?

По словам экскурсовода, вроде бы большое количество визуальной информации и элементов дизайна не дает почти ничего для представления физики как науки. Случайно написанная на баннере формула не вызывает у меня каких-то эмоций или желания спросить, что она описывает.

Меня заинтересовали некоторые экспонаты с точки зрения их исторической ценности. Но с таким же успехом я бы их рассматривал и в обычной исторической экспозиции. Пара-тройка устройств, демонстрирующих некоторые законы физики, будут интересны детям. Но их не очень много. Одно-два в каждом зале. И я не увидел особой системы в тех явлениях, что они демонстрируют.

Теперь я уже начинаю фантазировать: может, имеет смысл делать научную экспозицию связанной со школьной программой? Чтобы оформление, экспонаты, интерактивные элементы помогали приблизить то, что школьники проходят в классе, к реальной жизни. А может быть, всё дело в размерах? Возможно, стоит выделить под такой музей не деревянный дом, являющийся историческим памятником, а большое современное  помещение.  И  там будет не четыре небольших зала, а десятки. И по ним можно будет бродить и выискивать (возможно, по заданию учителя) разбросанные по этим залам экспонаты и рисунки как элементы какого-нибудь научного пазла.

Казалось бы, отличное дело – создали научный музей, в котором попытались объединить исторические и интерактивные экспонаты. Но как любой проект, музей требует развития. Может, это и хорошо, что я посетил экспозицию через три года после ее создания. Есть какой-то диссонанс между громкими именами спонсоров, современными элементами оформления и признаками начинающегося упадка.

Напечатанные три года назад тексты   местами уже не актуальны. Потолки в стиле хай-тек соседствуют со скрипящими деревянными половицами. Мне показалось, что музею и экспозиции требуется новое вливание энергии, идей и планов. Без этого у экспозиции будет два пути – анабиоз или стагнация. Ни тот, ни другой не внушают оптимизма.

Егор Задереев

Exit mobile version