1 сентября начнется новый учебный год. Двери школ, техникумов, университетов откроются для тысяч россиян. Какие надежды связывают с «Днем знаний» учителя средних школ? Публикуем ответы, поступившие на вопросы ТрВ-Наука.
учитель истории, сопредседатель профсоюза «Учитель»
— Приближается новый учебный год. С каким настроением Вы его встречаете? Какие надежды или опасения связываете?
— Как учитель — встречаю с чувством волнения. Думаю, волнение учителя сходно с волнением дирижера, выходящего к оркестру. Какая будет публика, справишься ли? Рабочая атмосфера. Думаю, учитель, который не волнуется, уже умер как педагог.
Как сопредседатель профсоюза — перед началом учебного года испытываю смешанные чувства: тревоги и надежды. Тревога по поводу того, что общий курс на урезание расходов на образование, проявившийся в последние годы, очевидно, готовит нам в будущем году много неприятных сюрпризов. Надежда же по поводу того, что всё больше педагогов в этой ситуации начинают понимать, что, сидя тихо, ничего хорошего не высидишь.
Пример: наш профсоюз «Учитель» сейчас ведет кампанию по принуждению региональных чиновников к оплате работы педагогов, привлекаемых к подготовке и проведению ЕГЭ. Казалось бы, есть строка в законе «Об образовании», которая обязывает платить. Но не платят с упорством, достойным лучшего применения. Это, конечно, часть общего курса на «экономию» бюджетных средств.
— Каковы для Вас главные итоги завершившегося 2013/2014 учебного года? Что считаете главными успехами своей школы?
— Главный итог: я понял, что могу быть учителем. И хотелось бы совершенствоваться в этой профессии. Более интересные уроки готовить, заниматься с детьми интересными проектами. Например, в прошлом году мы с учениками 9-х классов писали учебник новейшей истории России с использованием семейных историй. Для многих это был первый в жизни позыв что-то спросить у родителей и дедушек с бабушками об истории своей семьи.
Как профсоюз в прошедшем году мы много чего делали, но я бы отметил наши летние школы. Один семинар мы провели в Стамбуле с участием международных профсоюзных структур, а затем провели очень интересную и полезную школу в Ставропольском крае, где у нас большая и сильная региональная организация. Такие мероприятия не только дают людям знания, необходимые для эффективного отстаивания своих прав, но и невероятно сплачивают активистов из разных регионов. Обязательно в следующем году продолжим.
— За этот год изменения произошли не только с Академией наук, но и со страной. Не разочарованы ли Вы реакцией общества на конфликт с Украиной? В чем Вы видите сейчас наиболее важную, актуальную задачу для учителя?
— Важная и актуальная задача для учителя — сбивать поднявшуюся в обществе волну агрессии и ксенофобии, от которой, к сожалению, не изолированы и наши и дети, и наши коллеги. Каким образом? Воспитывать критическое мышление, пропагандировать гуманистические ценности, интернационализм.
Хорошие учителя ровно этим и раньше занимались, так что никаких резких поворотов делать не придется, просто больше уделять этому внимания и преодолевать несколько большее давление. В профсоюзе у нас, естественно, как и в обществе в целом, разные мнения по Украине. Так как профсоюз не политическая организация, это не страшно. Мы идем по пути «народной дипломатии», устанавливаем контакты с учителями Крыма и Украины, пытаемся узнать, что реально волнует там педагогов, какие проблемы стоят. Я думаю, горизонтальные связи — лучшее средство от пропагандистских клише.
— Не кажется ли Вам, что вы занимаетесь сизифовым трудом? И как подготовить молодых ребят к тому, к чему даже взрослые оказались не готовы?
— Собственно, Сизиф мог бы выбрать камень поменьше. Тот камень, что катит (или тащит) в гору учитель, в любом случае не вернется назад, а работа не будет напрасной. Человек вырастет, уйдет во взрослую жизнь с какими-то знаниями и ценностями. Вклад учителя может быть больше или меньше, но он в любом случае есть, и ценность этой работы в кризисные времена не становится меньше, скорее наоборот.
— Обычно учителя литературы просят написать своих учеников сочи–нение «Как я провел лето». А как Вы провели лето? Что интересного удалось придумать (if anything)? Не по–делитесь одной из идей?
— Я провел большую часть лета на Алтае — своей малой родине. Очень интересно общаться с людьми, отмечать изменения в лучшую или худшую сторону, которые произошли в сравнении с прошлыми годами. Много общаюсь с педагогами, членами нашего профсоюза. Общее впечатление — люди живут трудно, но готовы к диалогу и новым идеям. Время беспросветной пассивности уходит.
— Если представить все школы России в виде одной большой школы (мечта оптимизаторов), то какие слова Вы бы написали на ее входе?
— «Приобрети надежду, всяк сюда входящий». Я убежден, что ни один государственный и общественный институт в нашей стране не имеет такого потенциала изменить нашу жизнь, как школа. Поэтому я здесь.
учитель русского языка и литературы ГОУ Центра образования № 57 г. Москвы, главный редактор журнала «Литература»
— Приближается новый учебный год. С каким настроением Вы его встречаете? Какие надежды или опасения связываете?
— Я стараюсь не думать об учебном годе во время отпуска. Причем чем учебный год ближе, тем больше стараюсь не думать. Когда-то я готовился, переживал, планировал. Сейчас, видимо, уже постарел и утих. Главное для меня — не рисовать себе первое сентября как прыжок в кипящий котел, откуда, как уверяют сказки, я должен выскочить омолодившимся. Не воспринимать эту дату как некий страшный рубеж, за которым конец жизни и тьма школьных будней. Первого сентября нужно просто проснуться и продолжить жить как жил. А за отпуск нужно как можно больше забыть. Расслабиться, отвыкнуть, отдохнуть, смыть с себя весь негатив, продышаться, набрать энергии. Надежды и опасения — как про любой завтрашний день. Чтоб хватило сил. Чтоб не кончился завод.
— Каковы для Вас главные итоги завершившегося 2013/2014 учебного года? Что считаете главными успехами своей школы?
— Лично для меня важный итог в том, что я смог параллельно школе целый год продержаться в вузе — в Школе-студии МХАТ. Мне было трудно и интересно одновременно, надо было выстраивать совершенно новый курс литературы для студентов. Кроме того, в этом году прошел мой первый полный цикл в ранге председателя предметной комиссии Всероссийской олимпиады школьников по литературе. У нас отличная команда, мы во многом обновили олимпиаду — и даже не очень много оплеух от коллег получили. Что касается школы, то в этом году я выпускал интересный класс математиков. С ними было здорово работать. Мы без конца спорили, но ни разу, кажется, не подрались. Эти дети много дали мне в чисто человеческом плане.
А главный успех школы в целом — она продолжила делать свое дело так же хорошо, как делала его всегда, по крайней мере на моей памяти. Это очень непросто — из года в год держать планку, сохранять атмосферу, обновляться не меняясь.
— За этот год изменения произошли не только с Академией наук, но и со страной. Не разочарованы ли Вы реакцией общества на конфликт с Украиной? В чем Вы видите сейчас наиболее важную, актуальную задачу для учителя?
— Главные задачи учителя не зависят от политической обстановки в стране и тех или иных международных событий. В любой ситуации он должен оставаться свободным и честным собеседником детей, он должен рассказывать им о том, что сам считает важным, должен вызывать у них интерес к жизни вообще и к той сфере, за преподавание которой взялся, в частности. Он должен терпеливо и внимательно слушать детей и стараться вступать с ними в диалог. Для них годы в школе — годы бурного роста, поисков, изменений. В каком-то смысле дети во все эпохи растут одинаково. В этом залог школьного постоянства. В этом учительская отрада: что бы ни происходило вокруг, в школе происходит одно и то же. Дети гомонят, толкаются, кусаются, смеются, плачут, ждут, обижаются, любят, размышляют, прислушиваются, не соглашаются — и растут, растут, растут…
— Не кажется ли Вам, что вы занимаетесь сизифовым трудом? И как подготовить молодых ребят к тому, к чему даже взрослые оказались не готовы?
— Кажется. Но и в сизифовом труде есть свой высокий смысл. На мой взгляд, существует по крайней мере два вида деятельности. Один — я завтра должен быть не таким, как сегодня. Развитие, перемена мест, расширение рынков, ребрендинг, ловим струю, меняем модели и марки, постоянно обновляемся и видоизменяемся. Другой… Другой мне видится как небольшая булочная в провинциальном французском городке. Каждый день, много лет подряд, лучше сто, — один и тот же круассан. Такой же мягкий и горячий, как и вчера. Тот же кофе. Те же скатерти. Та же улыбка хозяйки за прилавком.
Всё должно быть точно таким же, чтобы уехавший из городка юноша вернулся в эту булочную стариком, съел свою мадленку и всё узнал и вспомнил. Вот школа — это немножко такая французская булочная. Она выпекает свой вечный круассан и улыбается вечным покупателям нестареющей улыбкой. Для того чтобы совершать изо дня в день этот маленький подвиг постоянства, нужно много внутренних сил.
В трудные эпохи раздоров и споров, которые часто раскалывают семьи, разводят друзей, провоцируют конфликты в сложившихся коллективах, учителю важно не поступиться своими убеждениями, но и не размахивать ими при этом как саблей, под которую могут попасть дети. Все они разные. У них разные семьи и ценностные установки. И выслушивать надо каждого. С каждым говорить, стараясь не оттолкнуть. Понимая, как труд-но может быть ребенку, оказавшемуся между наковальней семьи и молотом школы
— Обычно учителя литературы просят написать своих учеников сочинение «Как я провел лето». А как Вы провели лето? Что интересного удалось придумать (if anything)? Не поделитесь одной из идей?
— Удалось составить задания школьного и муниципального этапа олимпиады по литературе на следующий год. Они вот тут [1]. А лето провел не самым плохим образом. В частности, съездил во Францию и Испанию.
— Если представить все школы России в виде одной большой школы (мечта оптимизаторов), то какие слова Вы бы написали на ее входе?
— «Оставь надежду, всяк сюда входящий».
преподаватель Детской школы искусств Сарапульского района, с. Сигаево, Удмуртская Республика
— Приближается новый учебный год. С каким настроением Вы его встречаете? Какие надежды или опасения связываете?
— Настроение отличное, так как в сентября 2014 года сдается новое здание, в которое переезжает наша Детская школа искусств. Школа будет снабжена новыми музыкальными инструментами. Опасения… Возможно, будет предпринята очередная попытка реорганизовать Детскую школу искусств в Дом детского творчества.
— Каковы для Вас главные итоги завершившегося 2013/2014 учебного года? Что считаете главными успехами своей школы?
— Получение лицензии на новые образовательные программы, согласно ФЗ 273 «Об образовании». Впервые школа получила бюджетные средства на хозяйственную и образовательную деятельность. Ранее денежные средства выделяли лишь на зарплату и коммунальные услуги.
— За этот год изменения произошли не только с Академией наук, но и со страной. Не разочарованы ли Вы реакцией общества на конфликт с Украиной? В чем Вы видите сейчас наиболее важную, актуальную задачу для учителя?
— Реакция общества на конфликт с Украиной разная, у каждого человека свое мнение на данную ситуацию. Лично я за мир над головой в любой стране нашей Земли.
— Не кажется ли Вам, что вы занимаетесь сизифовым трудом? И как подготовить молодых ребят к тому, к чему даже взрослые оказались не готовы?
— Не кажется, так как выпускники нашей школы благодарят наших преподавателей. В нашей трудной ситуации (в марте 2013-го) родители, выпускники поддерживали нас.
— Обычно учителя литературы просят написать своих учеников сочинение «Как я провел лето». А как Вы провели лето? Что интересного удалось придумать (if anything)? Не поделитесь одной из идей?
— Это лето мы провели спокойно, в отличие от прошлого. В прошлое лето было несколько судов одновременно. Ничего не придумывали в это лето, старались просто полностью провести лето с семьей.
— Если представить все школы России в виде одной большой школы (мечта оптимизаторов), то какие слова Вы бы написали на ее входе?
— Считаю, что оптимизация топит всю образовательную систему, поэтому моя надпись над таким зданием была бы такой: «УТОПИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ!!!»
учитель информатики (Башкортостан)
— Приближается новый учебный год. С каким на–строением Вы его встречаете? Какие надежды или опасения связываете?
— Настроение замечательное! Надежда — этот год будет не хуже прежнего, опасение — будет хуже.
— Каковы для Вас главные итоги завершившегося 2013/2014 учебного года? Что считаете главными успехами своей школы?
— Наша школа стала лидером в районе по количеству призеров в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях.
— За этот год изменения произошли не только с Академией наук, но и со страной. Не разочарованы ли Вы реакцией общества на конфликт с Украиной? В чем Вы видите сейчас наиболее важную, актуальную задачу для учителя?
— Везде слышу одно и то же: «Проклятая Америка, украинские фашисты и т. д.». Для учителя важно воспитать правильного патриота, готового защищать свою территорию, но в то же время и у других не отнимать, уважать международные законы и критически относиться к информации.
— Не кажется ли Вам, что вы занимаетесь сизифовым трудом? И как подготовить молодых ребят к тому, к чему даже взрослые оказались не готовы?
— Считаю. КПД обучения низкое, 90% труда вылетает в трубу. Нужно менять парадигму образования: «давать знания» на «учить добывать и применять знания».
— Обычно учителя литературы просят написать своих учеников сочинение «Как я провел лето». А как Вы провели лето? Что интересного удалось придумать (if anything)? Не поделитесь одной из идей?
— Лето было холодное, говорят из-за адиабатного расширения России. Нашел оригинальный способ оптимизации слайдов в презентациях.
— Если представить все школы России в виде одной большой школы (мечта оптимизаторов), то какие слова Вы бы написали на ее входе?
— ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Подготовила Наталия Демина
1. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников для организаторов олимпиады в субъектах Российской Федерации