1 сентября начнется новый учебный год. Двери школ, техникумов, университетов откроются для тысяч россиян. Какие надежды связывают с «Днем знаний» учителя средних школ? Публикуем ответы, поступившие на вопросы ТрВ-Наука.
Андрей Демидов,
учитель истории, сопредседатель профсоюза «Учитель»
— Приближается новый учебный год. С каким настроением Вы его встречаете? Какие надежды или опасения связываете?
— Как учитель — встречаю с чувством волнения. Думаю, волнение учителя сходно с волнением дирижера, выходящего к оркестру. Какая будет публика, справишься ли? Рабочая атмосфера. Думаю, учитель, который не волнуется, уже умер как педагог.
Как сопредседатель профсоюза — перед началом учебного года испытываю смешанные чувства: тревоги и надежды. Тревога по поводу того, что общий курс на урезание расходов на образование, проявившийся в последние годы, очевидно, готовит нам в будущем году много неприятных сюрпризов. Надежда же по поводу того, что всё больше педагогов в этой ситуации начинают понимать, что, сидя тихо, ничего хорошего не высидишь.
Пример: наш профсоюз «Учитель» сейчас ведет кампанию по принуждению региональных чиновников к оплате работы педагогов, привлекаемых к подготовке и проведению ЕГЭ. Казалось бы, есть строка в законе «Об образовании», которая обязывает платить. Но не платят с упорством, достойным лучшего применения. Это, конечно, часть общего курса на «экономию» бюджетных средств.
— Каковы для Вас главные итоги завершившегося 2013/2014 учебного года? Что считаете главными успехами своей школы?
— Главный итог: я понял, что могу быть учителем. И хотелось бы совершенствоваться в этой профессии. Более интересные уроки готовить, заниматься с детьми интересными проектами. Например, в прошлом году мы с учениками 9-х классов писали учебник новейшей истории России с использованием семейных историй. Для многих это был первый в жизни позыв что-то спросить у родителей и дедушек с бабушками об истории своей семьи.
Как профсоюз в прошедшем году мы много чего делали, но я бы отметил наши летние школы. Один семинар мы провели в Стамбуле с участием международных профсоюзных структур, а затем провели очень интересную и полезную школу в Ставропольском крае, где у нас большая и сильная региональная организация. Такие мероприятия не только дают людям знания, необходимые для эффективного отстаивания своих прав, но и невероятно сплачивают активистов из разных регионов. Обязательно в следующем году продолжим.
— За этот год изменения произошли не только с Академией наук, но и со страной. Не разочарованы ли Вы реакцией общества на конфликт с Украиной? В чем Вы видите сейчас наиболее важную, актуальную задачу для учителя?
— Важная и актуальная задача для учителя — сбивать поднявшуюся в обществе волну агрессии и ксенофобии, от которой, к сожалению, не изолированы и наши и дети, и наши коллеги. Каким образом? Воспитывать критическое мышление, пропагандировать гуманистические ценности, интернационализм.
Хорошие учителя ровно этим и раньше занимались, так что никаких резких поворотов делать не придется, просто больше уделять этому внимания и преодолевать несколько большее давление. В профсоюзе у нас, естественно, как и в обществе в целом, разные мнения по Украине. Так как профсоюз не политическая организация, это не страшно. Мы идем по пути «народной дипломатии», устанавливаем контакты с учителями Крыма и Украины, пытаемся узнать, что реально волнует там педагогов, какие проблемы стоят. Я думаю, горизонтальные связи — лучшее средство от пропагандистских клише.
— Не кажется ли Вам, что вы занимаетесь сизифовым трудом? И как подготовить молодых ребят к тому, к чему даже взрослые оказались не готовы?
— Собственно, Сизиф мог бы выбрать камень поменьше. Тот камень, что катит (или тащит) в гору учитель, в любом случае не вернется назад, а работа не будет напрасной. Человек вырастет, уйдет во взрослую жизнь с какими-то знаниями и ценностями. Вклад учителя может быть больше или меньше, но он в любом случае есть, и ценность этой работы в кризисные времена не становится меньше, скорее наоборот.
— Обычно учителя литературы просят написать своих учеников сочи—нение «Как я провел лето». А как Вы провели лето? Что интересного удалось придумать (if anything)? Не по—делитесь одной из идей?
— Я провел большую часть лета на Алтае — своей малой родине. Очень интересно общаться с людьми, отмечать изменения в лучшую или худшую сторону, которые произошли в сравнении с прошлыми годами. Много общаюсь с педагогами, членами нашего профсоюза. Общее впечатление — люди живут трудно, но готовы к диалогу и новым идеям. Время беспросветной пассивности уходит.
— Если представить все школы России в виде одной большой школы (мечта оптимизаторов), то какие слова Вы бы написали на ее входе?
— «Приобрети надежду, всяк сюда входящий». Я убежден, что ни один государственный и общественный институт в нашей стране не имеет такого потенциала изменить нашу жизнь, как школа. Поэтому я здесь.
Сергей Волков,
учитель русского языка и литературы ГОУ Центра образования № 57 г. Москвы, главный редактор журнала «Литература»
— Приближается новый учебный год. С каким настроением Вы его встречаете? Какие надежды или опасения связываете?
— Я стараюсь не думать об учебном годе во время отпуска. Причем чем учебный год ближе, тем больше стараюсь не думать. Когда-то я готовился, переживал, планировал. Сейчас, видимо, уже постарел и утих. Главное для меня — не рисовать себе первое сентября как прыжок в кипящий котел, откуда, как уверяют сказки, я должен выскочить омолодившимся. Не воспринимать эту дату как некий страшный рубеж, за которым конец жизни и тьма школьных будней. Первого сентября нужно просто проснуться и продолжить жить как жил. А за отпуск нужно как можно больше забыть. Расслабиться, отвыкнуть, отдохнуть, смыть с себя весь негатив, продышаться, набрать энергии. Надежды и опасения — как про любой завтрашний день. Чтоб хватило сил. Чтоб не кончился завод.
— Каковы для Вас главные итоги завершившегося 2013/2014 учебного года? Что считаете главными успехами своей школы?
— Лично для меня важный итог в том, что я смог параллельно школе целый год продержаться в вузе — в Школе-студии МХАТ. Мне было трудно и интересно одновременно, надо было выстраивать совершенно новый курс литературы для студентов. Кроме того, в этом году прошел мой первый полный цикл в ранге председателя предметной комиссии Всероссийской олимпиады школьников по литературе. У нас отличная команда, мы во многом обновили олимпиаду — и даже не очень много оплеух от коллег получили. Что касается школы, то в этом году я выпускал интересный класс математиков. С ними было здорово работать. Мы без конца спорили, но ни разу, кажется, не подрались. Эти дети много дали мне в чисто человеческом плане.
А главный успех школы в целом — она продолжила делать свое дело так же хорошо, как делала его всегда, по крайней мере на моей памяти. Это очень непросто — из года в год держать планку, сохранять атмосферу, обновляться не меняясь.
— За этот год изменения произошли не только с Академией наук, но и со страной. Не разочарованы ли Вы реакцией общества на конфликт с Украиной? В чем Вы видите сейчас наиболее важную, актуальную задачу для учителя?
— Главные задачи учителя не зависят от политической обстановки в стране и тех или иных международных событий. В любой ситуации он должен оставаться свободным и честным собеседником детей, он должен рассказывать им о том, что сам считает важным, должен вызывать у них интерес к жизни вообще и к той сфере, за преподавание которой взялся, в частности. Он должен терпеливо и внимательно слушать детей и стараться вступать с ними в диалог. Для них годы в школе — годы бурного роста, поисков, изменений. В каком-то смысле дети во все эпохи растут одинаково. В этом залог школьного постоянства. В этом учительская отрада: что бы ни происходило вокруг, в школе происходит одно и то же. Дети гомонят, толкаются, кусаются, смеются, плачут, ждут, обижаются, любят, размышляют, прислушиваются, не соглашаются — и растут, растут, растут…
— Не кажется ли Вам, что вы занимаетесь сизифовым трудом? И как подготовить молодых ребят к тому, к чему даже взрослые оказались не готовы?
— Кажется. Но и в сизифовом труде есть свой высокий смысл. На мой взгляд, существует по крайней мере два вида деятельности. Один — я завтра должен быть не таким, как сегодня. Развитие, перемена мест, расширение рынков, ребрендинг, ловим струю, меняем модели и марки, постоянно обновляемся и видоизменяемся. Другой… Другой мне видится как небольшая булочная в провинциальном французском городке. Каждый день, много лет подряд, лучше сто, — один и тот же круассан. Такой же мягкий и горячий, как и вчера. Тот же кофе. Те же скатерти. Та же улыбка хозяйки за прилавком.
Всё должно быть точно таким же, чтобы уехавший из городка юноша вернулся в эту булочную стариком, съел свою мадленку и всё узнал и вспомнил. Вот школа — это немножко такая французская булочная. Она выпекает свой вечный круассан и улыбается вечным покупателям нестареющей улыбкой. Для того чтобы совершать изо дня в день этот маленький подвиг постоянства, нужно много внутренних сил.
В трудные эпохи раздоров и споров, которые часто раскалывают семьи, разводят друзей, провоцируют конфликты в сложившихся коллективах, учителю важно не поступиться своими убеждениями, но и не размахивать ими при этом как саблей, под которую могут попасть дети. Все они разные. У них разные семьи и ценностные установки. И выслушивать надо каждого. С каждым говорить, стараясь не оттолкнуть. Понимая, как труд-но может быть ребенку, оказавшемуся между наковальней семьи и молотом школы
— Обычно учителя литературы просят написать своих учеников сочинение «Как я провел лето». А как Вы провели лето? Что интересного удалось придумать (if anything)? Не поделитесь одной из идей?
— Удалось составить задания школьного и муниципального этапа олимпиады по литературе на следующий год. Они вот тут [1]. А лето провел не самым плохим образом. В частности, съездил во Францию и Испанию.
— Если представить все школы России в виде одной большой школы (мечта оптимизаторов), то какие слова Вы бы написали на ее входе?
— «Оставь надежду, всяк сюда входящий».
Светлана Азиатцева,
преподаватель Детской школы искусств Сарапульского района, с. Сигаево, Удмуртская Республика
— Приближается новый учебный год. С каким настроением Вы его встречаете? Какие надежды или опасения связываете?
— Настроение отличное, так как в сентября 2014 года сдается новое здание, в которое переезжает наша Детская школа искусств. Школа будет снабжена новыми музыкальными инструментами. Опасения… Возможно, будет предпринята очередная попытка реорганизовать Детскую школу искусств в Дом детского творчества.
— Каковы для Вас главные итоги завершившегося 2013/2014 учебного года? Что считаете главными успехами своей школы?
— Получение лицензии на новые образовательные программы, согласно ФЗ 273 «Об образовании». Впервые школа получила бюджетные средства на хозяйственную и образовательную деятельность. Ранее денежные средства выделяли лишь на зарплату и коммунальные услуги.
— За этот год изменения произошли не только с Академией наук, но и со страной. Не разочарованы ли Вы реакцией общества на конфликт с Украиной? В чем Вы видите сейчас наиболее важную, актуальную задачу для учителя?
— Реакция общества на конфликт с Украиной разная, у каждого человека свое мнение на данную ситуацию. Лично я за мир над головой в любой стране нашей Земли.
— Не кажется ли Вам, что вы занимаетесь сизифовым трудом? И как подготовить молодых ребят к тому, к чему даже взрослые оказались не готовы?
— Не кажется, так как выпускники нашей школы благодарят наших преподавателей. В нашей трудной ситуации (в марте 2013-го) родители, выпускники поддерживали нас.
— Обычно учителя литературы просят написать своих учеников сочинение «Как я провел лето». А как Вы провели лето? Что интересного удалось придумать (if anything)? Не поделитесь одной из идей?
— Это лето мы провели спокойно, в отличие от прошлого. В прошлое лето было несколько судов одновременно. Ничего не придумывали в это лето, старались просто полностью провести лето с семьей.
— Если представить все школы России в виде одной большой школы (мечта оптимизаторов), то какие слова Вы бы написали на ее входе?
— Считаю, что оптимизация топит всю образовательную систему, поэтому моя надпись над таким зданием была бы такой: «УТОПИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ!!!»
Наиль Загидуллин,
учитель информатики (Башкортостан)
— Приближается новый учебный год. С каким на—строением Вы его встречаете? Какие надежды или опасения связываете?
— Настроение замечательное! Надежда — этот год будет не хуже прежнего, опасение — будет хуже.
— Каковы для Вас главные итоги завершившегося 2013/2014 учебного года? Что считаете главными успехами своей школы?
— Наша школа стала лидером в районе по количеству призеров в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях.
— За этот год изменения произошли не только с Академией наук, но и со страной. Не разочарованы ли Вы реакцией общества на конфликт с Украиной? В чем Вы видите сейчас наиболее важную, актуальную задачу для учителя?
— Везде слышу одно и то же: «Проклятая Америка, украинские фашисты и т. д.». Для учителя важно воспитать правильного патриота, готового защищать свою территорию, но в то же время и у других не отнимать, уважать международные законы и критически относиться к информации.
— Не кажется ли Вам, что вы занимаетесь сизифовым трудом? И как подготовить молодых ребят к тому, к чему даже взрослые оказались не готовы?
— Считаю. КПД обучения низкое, 90% труда вылетает в трубу. Нужно менять парадигму образования: «давать знания» на «учить добывать и применять знания».
— Обычно учителя литературы просят написать своих учеников сочинение «Как я провел лето». А как Вы провели лето? Что интересного удалось придумать (if anything)? Не поделитесь одной из идей?
— Лето было холодное, говорят из-за адиабатного расширения России. Нашел оригинальный способ оптимизации слайдов в презентациях.
— Если представить все школы России в виде одной большой школы (мечта оптимизаторов), то какие слова Вы бы написали на ее входе?
— ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Подготовила Наталия Демина
1. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников для организаторов олимпиады в субъектах Российской Федерации
Очень верно подмечено коллегой, что задачи учителя (равно как и преподавателя или ученого) НЕ ЗАВИСЯТ от политической обстановки в стране и тех или иных международных событий.
И не соглашусь с теми, кто говорит об «утопии образовательной системы», что «КПД обучения низкий, 90% труда вылетает в трубу». Возможно, посетив Испанию и Францию, они бы поняли, что эти проблемы как раз от них самих, а не от кого-то в министерстве или где-то еще.
Даа? А требовать черное называть белым — это не в министерствах придумывают?
Хорошее интервью. Но знаете мысли о том что педагог должен быть вне политики, очень не верно. Учитель — это воспитатель, в том числе воспитатель политической культуры.
2*2 и в Африке 2*2.
Политика — ложь.
Школа опутана ложными посылами, поэтому отвечая на последний. наиболее провакационный вопрос, отвечаю:»Добро пожаловать в мир биороботизации!» Возможна ли передача Природных Знаний личности безликим Учиелем? Возможно ли организовать успешный труд коллектива Учителей не дав им полной самостоятельности? Очевидно. что нет! Учитель, что за Человек?
Учитель, что за Человек? — спросили дети старого Отца.
И он ответил им, смахнув слезу с уставшего лица.
Учитель тот, кто первым шел, ведя с собой НаРод!
Он Знания как знамя нёс сквозь времена вперед!
Учитель тот, кто смог понять – зачем нужна Судьба!
И жизнь прожив, пример подать, как защитить
нам Род!
Учитель тот лишь Человек, кто Знаньями богат
И ими поделиться рад!
Учителями должны быть лучшие и самые ведущие своего Рода Людины. В своём труде они должны быть максимально самостоятельны. НаРод должен им доверять и только наРод должен с них спрашивать за результаты их труда.
прекрасный образчик тоталитарной секты.
А собственно что неверно? С чем иваниваныч несогласны?
это у вас надо спросить — с чем вы не согласны?
Собсно с Вашим высказыванием и не согласен. или в этом небольшом предложении можно смысловые части выделить? не обосновано оно никак, потому кроме сего постулата тут рассматривать нечего.
OMG))) Это диагноз … Для всех согласных с этим бредом.
В последнем вопросе В оригинале было написано «ДОБРО ПАЖАЛОВАТЬ!»
Извините, Наиль, я подумала, что это ошибка )
жостко)))