Site icon Троицкий вариант — Наука

Трудный путь к свободе

Владимир ГельманВладимир Гельман, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и Университета Хельсинки, рассказал ТрВ-Наука о политологических уроках 2014 года.

В конце 2013 года почти одно-временно увидели свет две англоязычные книги, посвященные перспективам российской политики. Одна — сборник Russia 2025: Scenarios for the Russian Future под редакцией Марии Липман и Николая Петрова, где 13 российских и западных исследователей (включая автора этих строк), вооружившись научными знаниями, пытались про-анализировать возможные траектории развития страны в среднесрочной перспективе.

Другая — посмертно опубликованный роман американского писателя Тома Клэнси Command Authority, где литератор предсказал российскую аннексию Крыма и вооруженный российско-украинский конфликт в Донбассе (помимо прочего, российский президент в романе носит фамилию Володин). По прошествии года нетрудно заметить, что совсем не научный прогноз Клэнси оказался фактически более верным, чем профессиональные усилия группы специалистов. Но достаточный ли это повод, чтобы махнуть рукой на социальные и особенно на политические науки как инструмент познания российской действительности?

Да, специалисты — не только занимающиеся Россией — зачастую не намного успешнее в политических прогнозах, чем Вася Пупкин с соседнего двора: порой сделанные ими даже фактически верные предсказания оказываются содержательно необоснованными. Например, Элен Каррер д’Анкосс в далеком 1978 году предположила, что к 1990 году Советский Союз распадется из-за того, что нарастающее демографическое давление в Центральной Азии повлечет за собой всплеск исламского радикализма и политического насилия.

Хотя СССР распался в 1991 году по совсем иным причинам, в итоге Каррер д’Анкосс получила большое при-знание, фактически возглавив Французскую академию.

Но задача исследователей всё же состоит не в угадывании будущего, а в объяснении закономерностей общественных процессов. В этом плане 2014 год, хотя и принес много (неприятных) неожиданностей для специалистов по изучению российской политики, во многом выглядит как иллюстрация к тем теоретическим и сравнительным исследованиям авторитарных режимов во всем мире, которые проводили политологи и представители других научных дисциплин на протяжении последних десятилетий.

В самом деле, немало подробно аргументированных тезисов специалистов по авторитарным режимам в 2014 году нашли свое бесславное подтверждение на российском материале:

Об этом и о многом ином специалистам по изучению российской политики предстоит писать в 2015 году, да и в последующие годы. В марте в издательстве Питтсбургского университета должна выйти из печати моя книга Authoritarian Russia: Analyzing PostSoviet Regime Changes.

Ее заголовок отчасти своего рода реплика вышедшего в 1973 году сборника Authoritarian Brazil, авторы которого (включая будущего президента страны Фернанду Энрике Кардозу) обсуждали тогдашние перспективы военной диктатуры в Бразилии. Год спустя после ее выхода в свет в Бразилии начался непростой процесс демократизации страны, и спустя 16 лет частично обновленный коллектив авторов опубликовал новую книгу – она называлась Democratizing Brazil.

Хотя пока преждевременно говорить о том, когда будет написана книга Democratizing Russia, но политическая наука говорит нам о том, что персоналистским авторитарным режимам типа нынешнего российского очень трудно удерживать власть в долгосрочной перспективе. Каждый шаг на пути сохранения власти со временем становится для них всё более рискованным и ведет ко всё более непредсказуемым последствиям.

И потому лозунг оппозиционных митингов — «Россия будет свободной!» — может в весьма обозримом будущем стать ключевым аспектом политической повестки дня нашей страны. Россия на самом деле будет свободной страной. Вопрос состоит лишь в том, когда именно, каким образом и с какими издержками она пройдет свой путь к свободе.

Exit mobile version