Site icon Троицкий вариант — Наука

Впечатления «с той стороны фронта»?

Поминальные свечи на Майдане,  как у нас на месте расстрела Бориса Немцова
Поминальные свечи на Майдане, как у нас на месте расстрела Бориса Немцова
Михаил Родкин,
докт. физ.-мат. наук, ИТПЗ РАН

Чуть более месяца назад мне довелось быть в Киеве и участвовать в работе XIV Международной конференции «Геоинформатика: теоретические и прикладные аспекты». Ранее такое событие вряд ли могло служить основанием для заметки в ТрВ-Наука. Но в новых обстоятельствах я столкнулся с понятным интересом коллег к моим личным впечатлениям и информации как бы «с другой стороны фронта». Поэтому считаю возможным предложить эти наблюдения и аудитории «Троицкого варианта».

Первое впечатление неожиданное (но оно подтвердилось и на обратном пути): пограничники — и российские, и украинские — отнюдь не «злобствуют», проверка чисто формальная и по минимуму. Мне приходилось часто ездить маршрутом «Москва — Киев» лет пять-семь назад, и тогда проверки были даже как бы более тщательными.

В вагоне много свободных мест, несмотря на то что число поездов резко уменьшилось. Контакты явно сильно усохли. И нельзя сказать, чтобы тема войны — давайте называть вещи своими именами — была популярна. Складывается впечатление, что люди не хотят об этом разговаривать. Да и внешних следов конфликта тоже не видно. Только уже на подъезде к Киеву среди многих прочих вполне обычных и не военных граффити — нецензурная надпись, посвященная «Путлеру». В общем, учитывая военные действия на востоке страны, накал настенных страстей вполне умеренный.

Крещатик цветет по-прежнему… даже уже и розовыми каштанами, красиво и празднично

На Крещатике по-прежнему цветут по весне каштаны, чаще белые, иногда розовые — это еще красивее. Всё как прежде. Только разве что Дом профсоюзов закрыт щитами да в ряде мест — поминальные свечи и стенды, как у нас на месте расстрела Бориса Немцова.

Сильно пострадавший Дом профсоюзов закрыт патриотическими щитами

В фойе, у главной лестницы в университете, нас встречает статуя Тараса Шевченко. При взгляде на него возникает сильное ощущение чего-то до боли привычного. Сразу понимаешь — очень напоминает статую Ленина. Возникает естественный вопрос: унаследовал ли Шевченко только пьедестал от статуи Ленина или и жилет тоже, и тогда, может, только голова исходно от Кобзаря?

Речь на улицах, на конференции, как и прежде, — преимущественно русская. Изменений не заметно. На конференции раза два скалятся: «А, москаль, приехал…» — но с такой широкой улыбкой и с таким добродушием, что ну ни малейших оснований обижаться. Слушают с интересом, задают вопросы. Раз за разом заводятся разговоры о сотрудничестве. Уровень обсуждений привычный, примерно как и у нас. Разве что несколько чаще, чем у нас, всплывают признаки не «автокефальности», а интегрированности в единую европейскую науку.

Что еще? Предупреждают о возросшем уровне бытовой преступности. Много стало «перемещенных лиц», упали заработки. Людям надо как-то выживать. Рост числа краж не удивляет. Полиция, как и у нас, дела о краже старается не заводить, протоколов не пишет, чтобы не портить статистику. Всё привычно. Пожалуй, удивило почти что отсутствие жовто-блакитных ленточек, аналогов наших георгиевских. Таких «патриотических» ленточек меньше, чем в Москве. Как будто Россия более вовлечена в войну, чем Украина. Странно.

Лично я никаких проявлений национализма или недружелюбия не наблюдал. Может, это в преимущественно академической среде — более думающей. Но вроде и на улицах тоже. Возможно, и действительно уровень национализма — несмотря на войну — существенно ниже, чем можно бы было предполагать и опасаться. Разве что отношение к Путину резко ухудшилось. Ранее довольно массовым было мнение: нам бы такого президента! Теперь отношение резко отрицательное. Из литературных героев чаще всего ассоциируют нашего президента с Крошкой Цахесом, из политических — понятно, с Гитлером.

Ситуация с наукой довольно тоскливая. Понятно, денег мало. Но внешне это как-то незаметно. Всё так, как и лет пять-семь назад. Даже те же разговоры о реформе в науке и образовании. И те же кивки в сторону России — ожидают реформу и опасаются, что на Украине вот-вот сделают ихнее ФАНО.

Подвожу итог. На братской Украине, по крайней мере в Киеве, по-прежнему довольно хорошо, почти уютно и вполне гостеприимно. Только бы стрелять на Востоке перестали.

Фото автора

Exit mobile version