Site icon Троицкий вариант — Наука

Памяти Романа Арбитмана (1962–2020)

Роман Арбитман. Фото из "Фейсбука" писателя

Роман Арбитман. Фото из "Фейсбука" писателя

Роман Арбитман. Фото из "Фейсбука" писателя
Роман Арбитман. Фото из “Фейсбука” писателя

18 декабря в возрасте 58 лет внезапно умер критик и писатель-фантаст Роман Арбитман. У него был диагностирован коронавирус. Арбитман родился в 1962 году в Саратове, свои литературные произведения писал под псевдонимами Лев Гурский, Рустам Станиславович Кац, Аркадий Данилов, Андрей Макаров. Роман Арбитман — член Союза российских писателей (с 1993 года) и Академии современной российской словесности (с 1997 года), лауреат нескольких литературных премий. Автор романов «Опасность (1994), «Убить президента» (1994) и «Перемена мест» (1994), по мотивам которого в 1999 году сняли фильм «Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского». Среди последних произведений — «Корвус Коракс» (2019) и «Министерство справедливости» (2020).

Памяти друга (О Романе Арбитмане)

Андрей Чертков, редактор, критик, переводчик

С Романом Арбитманом мы почти ровесники (я на полгода старше), да и судьбы наши до какого-то момента были весьма похожи. Он – из семьи провинциальных советских интеллигентов (Саратов), но и я тоже (Севастополь), мы одновременно учились в педагогических вузах: он в Саратовском университете на филфаке, я в Николаевском пединституте на истфаке, ну а после этих вузов мы оба 3-4 года проработали школьными учителями, пока не сменили профессию на что-то журналистски-редакторское.

Мы оба с детства читали фантастику, и мы оба больше всех других писателей любили братьев Стругацких. И в фэндом мы с ним пришли практически одновременно: Роман возрождал в Саратове старейший в СССР КЛФ “Отражение”, а я создавал в Николаеве с нуля КЛФ “Арго”. Именно благодаря своим клубам мы с Романом и познакомились: в 1982 году – посредством межклубной переписки, а в 1983-м уже и лично – на микро-конвенте в Ростове-на-Дону. Но поначалу Роман не произвел на меня особо сильного впечатления: на фоне разбитного Бориса Завгороднего (Волгоград), степенного Михаила Якубовского (Ростов) и напористого Ираклия Вахтангишвили (Тбилиси) – не говоря уж про молодого, но уже известного писателя Павла Амнуэля из Баку и знаменитого редактора журнала “Уральский следопыт” Виталия Бугрова – Роман немного терялся: милый, симпатичный юноша, хорошо знающий фантастику, но и только. Так что по-настоящему Роман раскрылся уже в перестройку, когда он сумел создать в саратовской комсомольской газете “Заря молодежи” одну из лучших фантастических страниц в нашей стране.

Глядя на его газетные успехи, я и сам создал аналогичную страницу в газете “Крымский комсомолец”. И вот тут-то и выявилось главное различие между нами, такими похожими: Роман всегда писал легко и много, я же – трудно и мало, выдавливая из себя каждое слово. Кстати, именно Арбитман сыграл ключевую роль в моем дальнейшем выборе профессии: в 1988 году я написал свой третий и последний рассказ – незамысловатую юмореску в жанре как-бы-фэнтези. Но на рукопись, которую я послал Роману на прочтение и отзыв, он отреагировал коротко и даже немного обидно: “Рассказ вполне публикабельный – можно печатать, но можно и не печатать”.

Однако я не обиделся, а просто внял его словам, забросив это гиблое занятие и полностью уйдя в редакторскую деятельность, в чем впоследствии и преуспел. Сам же Роман продолжал совершенствоваться в области литературной критики, журналистики, а впоследствии – еще и остросюжетной беллетристики, в чем он тоже весьма преуспел, о чем свидетельствует немалое количество полученных им премий.

Кстати, уже в 1983 году он прямо из провинциального КЛФ попал в среду почти настоящих писателей, поскольку стал участником Малеевского семинара молодых фантастов. Я же на этот семинар (но уже в Дубулты) был приглашен только в 1989 году – причем не как автор, а как редактор самодеятельного журнала фантастики – фэнзина “Оверсан”.

Самое яркое мое воспоминание, связанное с Романом, датируется 1987 годом. Летом того года я решил съездить в Москву, чтобы взять для своей газеты интервью у ведущих советских писателей-фантастов. Едва приехав, я позвонил Киру Булычёву, но тот сказал, что не сможет со мной встретиться, а также огорошил известием, что накануне умер Дмитрий Биленкин – один из лучших советских фантастов, который тоже был в моем списке. А на следующий день, взяв в редакции журнала “Техника – молодежи” интервью у писателя Михаила Пухова (интервью получилось довольно неудачным, поэтому я был зол и расстроен), я влетел в вагон метро на станции “Новослободская”, и надо же было такому случиться – тут же уткнулся в Романа Арбитмана, которого не видел аж четыре года – с того самого конвента в Ростове. Оказывается, Роман тоже прибыл в Москву накануне – и тоже за интервью для своей газеты, но только не с писателями, а с художниками-фантастами. При этом Роман, который уже созвонился со старостой Московского семинара Виталием Бабенко, тут же объяснил мне, где и когда будут похороны Биленкина, а также, узнав, что я уже договорился о встрече с Севером Гансовским, изъявил желание пойти вместе со мной, потому что Гансовский был не только известный писатель, но и отличный художник, иллюстрировавший не только свои книги, но и, скажем, “Улитку на склоне” братьев Стругацких. Так что это “двойное” интервью состоялось пару дней спустя и было затем опубликовано по частям – половина в Саратове, половина в Симферополе.

В конце 1980-х, когда страна уже начала быстро меняться, Роман на какое-то время стал моим постоянным оппонентом и даже спарринг-партнером. Дело в том, что как редактор популярного фэнзина я не раз становился модератором дискуссий о фэн-прессе – скажем, на фестивале “Аэлита” и на первых “Интерпрессконах”. А вот Арбитман в фэнзины тогда не верил и считал, что гораздо бóльшую пользу для любителей фантастики приносят публикации в официальной прессе – в частности, в молодежных газетах и в многотиражках. Но уже в 1991 году на легендарном “Волгаконе” Роман согласился, что в этом негласном соревновании фэнзины и кооперативные издания явно побеждают. Он умел признавать свои ошибки. И уже вскоре он начал издавать в Саратове за собственный счет свои первые книги (или даже скорее брошюры) – сборники газетных статей и рецензий (например, “Поединок крысы с мечтой”), а также свою нашумевшую литературную мистификацию – «Историю советской фантастики доктора Рустама Святославовича Каца». И именно эти скромные “самопальные” книги и принесли ему первые большие награды – призы “Бронзовая улитка”, “Интерпресскон” и “Странник”.

Но на этом Роман не успокоился – уже в середине 1990-х он начал писать и публиковать зубодробительные криминальные и политические детективы под псевдонимом Лев Гурский. По одному из таких романов (“Перемена мест”) в конце 1990-х годов был снят на телевидении увлекательный сериал “Досье детектива Дубровского” с Николаем Караченцовым в заглавной роли. И так уж получилось, что в это время я руководил отделом видео недавно созданного в Петербурге интернет-магазина “Озон”, и поэтому мне пришлось торговать лицензионными видеокассетами с этим сериалом. Должен сказать, что шли они довольно бойко и в какой-то момент даже создавали реальную конкуренцию популярнейшему фильму Алексея Балабанова “Брат”. Вот так состоялась еще одна моя своеобразная встреча с моим старым другом Арбитманом.

Когда в конце нулевых я по причине болезни был вынужден вернуться из Петербурга обратно в Севастополь, контакт с Романом я не потерял, хотя контакт этот превратился в полностью виртуальный. Правда, в “Живом журнале” Роман практически не светился, но вот когда пришел в “Фейсбук” (а было это где-то в 2010-2012 годах), он проявил вдруг бешеную активность – и я даже с некоторой завистью следил, как стремительно растет число его френдов и подписчиков – в два, в три, в пять раз больше, чем у меня. Но я ленился, а он почти ежедневно писал новые интереснейшие посты, плотно завязанные на разнообразный культурный бэкграунд, постоянно публиковал рецензии на фильмы и сериалы, и в это же время он написал два новых романа – очень острых и очень увлекательных. Эти несколько лет он работал так, как будто жизнь заканчивается завтра. Как будто предвидел.

И несмотря на такую занятость, всё равно сумел выкроить время, чтобы отсканировать для меня один редчайший номер моего старого фэнзина, который у него был, а у меня не было. И эти его сканы я потом целый месяц выкладывал в Интернете – и каждый раз с благодарностью Роману.

Но едва я успел закончить эту публикацию в “Фейсбуке” и на “Фантлабе”, как Роман вдруг ушел от нас. Совершенно неожиданно, никто этого не ожидал, хотя гнусный ковид уже успел унести нескольких наших общих друзей – например, прекрасного волгоградского писателя Сергея Синякина и координатора Международной фэн-группы “Людены” Юрия Флейшмана. И когда это случилось, я вдруг понял, насколько осиротел. Роман Арбитман, вероятно, был одним из лучших моих друзей в этой жизни. Не хотелось бы заканчивать на столь печальной ноте, но мне всё же кажется, что когда-нибудь – и, возможно, уже довольно скоро – я обязательно с ним встречусь.

“Год литературы”

Exit mobile version