Ископаемые Габона переписывают хронологию жизни на Земле

Окаменелости, найденные в Западной Африке (в горах Габона), способны изменить наши представления о темпах эволюции и отодвинуть границу появления первых многоклеточных организмов на Земле по крайней мере на 1,5 млрд лет в глубь веков. До сих пор считалось, что взрывной рост биоразнообразия случился примерно 600 млн лет назад, его часто привязывали к началу Кембрийского периода. Все более-менее сложные формы жизни возникли именно тогда, причем достаточно быстро. Но вместо 600 млн лет речь теперь может идти о более чем 2,1 млрд лет. Соответствующая статья опубликована в последнем выпуске журнала Nature (www.nature.com).

Ископаемые Габона переписывают хронологию жизни на Земле

Останки обнаруженных живых существ видимы невооруженным глазом.

Биогенное происхождение объектов подтверждено сравнением содержавшихся в них изотопов углерода с изотопами в окружающих породах. Новообнаружен-ные организмы, похоже, жили в колониях с межклеточной кооперацией. Найдено уже свыше 250 разнообразных образцов. Всё это говорит о том, что движение в направлении усложнения началось гораздо раньше. «Они имели самые разные формы, а их размеры при этом варьируют в пределах от 1 до 12 см», – пояснил в телефонном интервью AFP ведущий автор международного исследования Абдерразак Эль-Албани (Abderrazak El Albani) из французского Университета Пуатье (University of Poitiers, www.univ-poitiers.fr).

Внутреннее строение образцов удалось изучить с помощью рентгеновской микротомографии. Края организмов формируют радиально расходящиеся складки, а в центре находится центральная конкреция из октаэдрических кристаллов пирита (сульфида железа). Пирит – результат жизнедеятельности сульфатредуцирующих бактерий. Вскоре после смерти организма эти бактерии образуют сероводород из сульфата. Форма организмов объясняется постепенным прирастанием внешних слоев в ходе существования.

Ископаемые Габона переписывают хронологию жизни на Земле

Радиально симметричная форма имеет принципиальные отличия от самой примитивной колонии – бактериального мата, распространенного уже в архейскую эру (3,5-2,6 млрд лет назад). Форма жизни,

найденная в виде габонских окаменелостей, требует обмена сигналами между клетками и свидетельствует об их скоординированном росте. Это уже признаки перехода к многоклеточности.

Геохимические анализ показал также, что эти организмы жили в водах океана, в которых уже присутствовало некоторое количество кислорода. Это согласуется с известной гипотезой, согласно которой именно кислород послужил важнейшим катализатором перехода от одноклеточных к многоклеточным формам жизни. «Протерозойский эон [2,5-0,542 млрд лет назад] известен двумя случаями накопления кислорода в атмосфере и в океанах», – напомнил Эль-Албани. Первое из этих событий произошло непосредственно перед появлением габонских образцов, а второе – перед Кембрийским взрывом.

Многоклеточные организмы нуждаются в более эффективном притоке энергии, невозможном при анаэробном (бескислородном) метаболизме. Для жизни одноклеточных аэробных организмов, которые могут встать на путь дальнейшей кооперации, необходима концентрация кислорода по крайней мере на уровне 1% от нынешнего его содержания в земной атмосфере.

Ископаемые Габона переписывают хронологию жизни на Земле

Самые ранние примитивные формы жизни, как теперь считают, появились около 3,9 млрд лет назад, после так называемой «поздней массированной метеоритной бомбардировки». Эта «стрельба» велась в течение 100 млн лет, в ходе которых недавно возникшие планеты Солнечной системы обзавелись кратерами размером с Таиланд или даже с Францию.

Ископаемые микроскопические формы жизни известны с рубежа 3,5 млрд лет, а геохимические процессы, приведшие к появлению этой жизни, и в том числе общего предка всего живого на Земле, протекали примерно за 300 млн лет до этого.