«РадиоАстрон» обзавелся станцией слежения в США

Обсерватория Грин-Бэнк
Обсерватория Грин-Бэнк. Фото: NRAO/AUI, фотограф Ian Robson

Сигналы российской космической станции «Спектр-Р» с бортовой космической обсерваторией «РадиоАстрон» теперь будет принимать еще одна станция слежения и приема информации, принадлежащая американской обсерватории Грин-Бэнк. Соответствующий документ был на днях подписан представителями Астрокос-мического центра ФИАН — головной научной организации проекта «РадиоАстрон» и Национальной радиоастрономической обсерватории США Грин-Бэнк (Green Bank, National Radio Astronomy Observatory, NRAO). Об это сообщил заведующий лабораторией Астрокосмического центра ФИАН, докт.физ.-мат.наук Юрий Ковалев.

До настоящего времени научную информацию с российского телескопа могла принимать только одна станция слежения, расположенная в подмосковном Пущино. Поскольку больше половины времени «РадиоАстрон» находится вне зоны видимости этой станции, ученые не могут использовать эти периоды для наблюдений и аппарат простаивает.

«Научные данные мы можем принимать только в прямом эфире. Из-за того, что станция одна, телескоп доступен для нас только 40% времени, этого пока вполне достаточно для решения задач нашей ранней научной программы. Однако в середине 2013 года мы переходим к решению ключевых научных задач, и поэтому к этому моменту нам желательно увеличить количество доступного наблюдательного времени», — сказал Юрий Ковалев.

Он добавил, что еще на стадии проектирования телескопа руководство проекта предвидело, что возникнет необходимость в станциях приема информации за пределами российской территории, и уже тогда вело переговоры с зарубежными коллегами.

Самый большой телескоп обсерватории Грин-Бэнк, расположенной в штате Западная Вирджиния, имеет диаметр антенны 100 м, однако связь с «РадиоАстроном» будет держать другой телескоп — с 43-метровой антенной. Американские коллеги рассчитывают начать прием данных с российского космического телескопа после Нового года.

По словам Юрия Ковалёва, в США нужно отправить российскую радиоаппаратуру, идентичную той, которая установлена на станции в Пущино. Эта аппаратура — российская разработка. Участники проекта «РадиоАстрон» рассчитывают в ближайшем будущем оборудовать еще одну станцию слежения — в Южной Африке.

По поступившим сведениям, испытания по наведению бортовой передающей антенны «Радио-Астрон» на станцию Грин-Бэнк и приему ее сигнала 43-метровой антенной проводятся уже с ноября 2012 года и проходят успешно. Это вселяет уверенность в том, что ввод станции в эксплуатацию осуществится достаточно быстро.

Финансирование работы станции слежения Грин-Бэнк осуществляет Роскосмос.

Обсерватория «РадиоАстрон», запущенная с Байконура в июле 2011 года, стала первым за многие годы космическим астрофизическим инструментом, созданным российскими специалистами. Радиотелескоп предназначен для работы совместно с глобальной наземной сетью радиотелескопов, образуя единый наземно-космический интерферометр со сверхдлинной базой (РСДБ) очень высокого углового разрешения — до 7 микросекунд.

По материалам АНИ «ФИАНИнформ»