Из жизни муравьев-ткачей

Канд. биол. наук, научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ Павел Квартальнов рассказывает о своих наблюдениях в тропиках Вьетнама.

Муравьи-ткачи едят крайта

Муравьи-ткачи (Oecophylla spp.) населяют тропические леса Старого Света. О жалящих укусах этих насекомых мне рассказывали, когда я только собирался поехать во Вьетнам на работу в Российско-Вьетнамском тропическом центре. На поверку же муравьи-ткачи оказались одними из самых интересных существ, с которыми мне удалось познакомиться в заповеднике Каттиен.

Азиатские муравьи-ткачи (Oe. smaragdina) живут в гнездах, построенных из зеленых листьев, в кронах деревьев. Муравейники похожи на большие (с голову человека) шары. Муравьи постоянно строят новые гнезда и оставляют те, где листья начинают засыхать. Мне удалось понаблюдать за строительством.

Когда я подошел к небольшому дереву, облюбованному муравьями, листья уже были стянуты в клубок, и постройка казалась законченной, но ее стенки держались на живых «скрепах»: десятки муравьев, вцепившись в край одного листа жвалами и «заякорившись» коготками на поверхности другого, стягивали листья.

Муравьи-ткачи скрепляют листья для гнезда

Осмотрев гнездо внимательно, я нашел муравья, державшего в челюстях личинку. Она выделяла изо рта шелк, прочно сшивая им листья. Поначалу я не мог понять, почему муравьи не используют нескольких личинок одновременно — тем самым они могли бы ускорить процесс строительства и избавить от тяжелой работы десятки своих товарищей.

Вскоре я нашел возможную причину такой неторопливости. Поблизости от муравьиного гнезда зависала в воздухе крошечная (несколько миллиметров длиной) оса из семейства Chalcididae. Как и другие паразитические осы, хальциды откладывают свои яйца на чужие личинки, и в данном случае осу явно интересовал муравьиный расплод. Муравьиную личинку охраняли зоркие стражники, готовые отразить нападение, но оса не оставляла гнездо в покое, терпеливо ожидая удобного момента. Позже я прочитал, что такие осы (род Smicromorpha) являются известными паразитами муравьев-ткачей.

У муравьев-ткачей есть не только враги, но и друзья. На соцветии лианы (Barringtonia cochinchinensis) я нашел муравьиное «пастбище». В качестве коров выступали цикады-горбатки рода Sextus (сем. Membracidae). Когда я встречал таких цикад в удалении от муравьев, они сразу улетали, но «прирученные» горбатки чувствовали себя неприкосновенными. Они немного отползали, но не спешили покидать своих «пастухов». Рядом со взрослыми цикадами находились личинки разного возраста.

Склеивание листьев шелком, выделяемым личинкой

Муравьи, встревоженные мои появлением, переносили молодых горбаток в безопасное место. Забота муравьев не бескорыстна: цикады выделяют богатую сахарами падь, которой муравьи с удовольствием питаются. Наравне с крупными «солдатами», выполнявшими роль пастухов, в колонии горбаток присутствовали и более мелкие муравьи, «работавшие» доярками. Защитой муравьев-ткачей также пользуются, хотя и незаслуженно, некоторые пауки, подражающие им внешним видом и поведением.

Значительную часть года муравьи-ткачи проводят в кронах деревьев. Но с приходом зимы в Каттиене наступает сухой сезон, листва на высоких деревьях опадает, лес высыхает, корма становится меньше. В это время муравьи-ткачи спускаются на землю и ищут добычу в подстилке, среди листового опада. Они питаются не только всякой мелочью.

В декабре 2006 года я нашел в лесу погибшего крайта (Bungarus candidus). Эту смертельно ядовитую змею, по-видимому, убил человек и оставил лежать у тропы. Муравьи-ткачи, обнаружив змею, первым делом закрыли ее сухими листьями. Так они защищали источник корма от вездесущих мух. Когда мухе удавалось сесть на змею, она откладывала личинку, сразу приступавшую к трапезе. Чаще, однако, муравьи вовремя прогоняли муху или хватали ее и тащили на дерево, в свое гнездо — наравне с частичками змеиной плоти.

Муравьи и цикады-горбатки

Спустя два дня муравьи продолжали неторопливо расчленять змеиный труп. Личинки мух, избежавшие муравьиного контроля, образовали живой клубок и поедали змею в середине, тогда как голова и хвост всецело принадлежали муравьям. Еще через сутки личинки начали покидать кормное место и углубляться в землю для окукливания. Личинки спешили, поскольку, едва они отделялись от копошащегося клубка, становились легкой добычей муравьев-портных.

Кроме того, в это время из-под земли, из своих нор, стали выбегать какие-то черные муравьи, также привлеченные легкой охотой на опарышей. Муравьи-ткачи успешно отражали их нападение, в то же время позволяя личинкам мух «под шумок» перебираться в безопасное место. Муравьи-ткачи ели змею еще несколько дней, уже без конкурентов, и оставили нетронутыми лишь те части, до которых раньше них добрались грибы.

Помимо интересного поведения, муравьи-ткачи вызывали мое расположение к себе тем, что не покушались на птичьи гнезда. За всё время, проведенное мной в тропиках, они ни разу меня не укусили. Эти существа нередко селятся рядом с человеком и умеют быть не надоедливыми: не путаются под ногами, не залезают в кровать, но, например, образуют живой абажур на лампе дневного света, когда отлавливают ночных насекомых. Если вам повезет побывать в тропиках — не бойтесь муравьев, но попробуйте познакомиться с их миром!