Фингал под левым глазом. Путешествие в девятый век

Лев Клейн
Лев Клейн

В конце 2012 года, как раз в пору обсуждения в ТрВ-Наука моей статьи о фильме Задорнова и норманнской проблеме, на электронном портале «Самиздат» появились стихи Михаила Домова о моей персоне. Каюсь, я наткнулся на них случайно только что и с веселым любопытством прочитал. Я нашел адрес автора, попросил его разрешить мне воспроизвести их и вот привожу:

СОН Л. С. КЛЕЙНА

Заботы тонут в вине игристом,
Хоть непонятно такое мне.
Лев Самуилыч был норманистом
С друзьями вместе, наедине,
И вот представьте — ещё во сне.

Вон там кумиры навроде статуй
Надменно сверху на всех глядят.
А век который? А век — девятый.
Во сне и время пошло назад,
Глянь Самуилыч на Новый град.

На терема глянь, на мостовые,
Что деревянным всё было там,
Как и позднее по всей России,
Профессор знает, поди, и сам,
Не забывает и по ночам.

Проходит стража — щиты багряны,
Тут встрепенулся профессор вдруг:
Ну где любимцы его — норманны?
Славяне только одни вокруг,
А он норманнам первейший друг.

Профессор ищет и бродит с криком:
«Ау, норманны, спасите, SOS!
В народе местном и многоликом
Вас не находит мой чуткий нос.
Куда же леший вас всех занес?»

В заумной фразе не слишком ловкой
И смысл не так уж чтоб очень здрав.
Смеются люди: «Видать, головкой
Он повредился, с печи упав?
Не пей настойку из лютых трав»

«Идут варяги!», — в толпе вскричали,
Все повернулись — шли от реки
Бойцы в кольчугах из светлой стали,
Блестят шеломы, мечи крепки.
Нашлись норманны, нашлись-таки.

«А вот и Рюрик», — шепнули рядом,
И не смущаясь людей ничуть,
К вождю седому с холодным взглядом
Профессор с криком упал на грудь:
«Скажи по-шведски хоть что-нибудь!

Я твой поклонник! Такое диво,
Как в лотерее куш тысяч сто…»
Вождь отстранился, взглянул брезгливо
(Не прав профессор, здесь не лото)
И недовольно спросил: «Пошто?»

«Ведь правда, конунг, скажи, не вы ли,
Норманны, быстро и ловко так
Славян разбили и покорили…»
Тут перед носом мелькнул кулак,
И Самуилыч, упав, обмяк.

Проснулся в страхе. В мозгах гудело.
Ну что за сон был — кошмар один!
Раз получилось такое дело,
Вставать скорее. Скорее, блин!
А то приснится А.Г. Кузьмин.

Едва лишь буркнув: «А всё ж кремень я»,
Сражен профессор был наповал —
В стекле зеркальном у отраженья
Под левым глазом он увидал
Лилово-красный большой фингал.

Поскольку здесь те же споры представлены наглядно и назидательно, с трогательной простотой, решил, что надо отозваться. Я тоже писал стихи, и даже печатал (в мемуарах). Но здесь поэтическому воображению лучше противопоставить прозу.

Начать с того, что в IX веке не было деревянных мостовых в Великом Новгороде и самого Новгорода не было. Не было такого названия. Византийский император упоминает «Немогард» только в середине Х века. С этого времени ведет происхождение Новгорода акад. М. Н. Тихомиров (а по его данным отмечаются и юбилеи города). Это подтверждает археология — именно тогда была возведена крепость, с которой связывают название Новгород. На всей территории новгородского кремля не зафиксировано культурных отложений даже первой половины Х века. Но поселок ильменских славян на месте будущего города был. Арабы называли его во второй половине IX века Слава, Салау, что соответствует названию одной из древнейших частей город — Славно (Славенский конец).

А в 2 км к югу от Новгорода находилась крепость, называемая историками «Рюриково городище». Она раскопана чл.-корр. РАН Е.Н. Носовым. Вот там и был «город» 1Х-Х веков, откуда затем центр переместился к северу, получив название Нового города. Как же назывался этот старый город (впоследствии там была резиденция новгородских князей)? В скандинавских сагах к ильменскому центру применялось название Холмгард, Холмгарор, что означает «островной город» и никак не подходит к самому Новгороду (это по исследованиям Б. Клейбера и Е.А. Мельниковой). Возможно, что тут отразилось славянское название Холм-город (это предположение Т.Н. Джаксон). Это название вполне подходит к Рюрикову городищу — оно на возвышенности, на холме. В немецких источниках тот же город называется Острогард. Существенно, что в IX веке здесь Носов отмечает наличие скандинавов среди жителей. А еще раньше, в VIII веке, они появились в Ладоге и низовьях Волхова.

Домов убежден, что норманнов (скандинавов) на Руси в это раннее время не было и просто не могло быть. Но в отличие от него я в IX веке побывал не во сне, а наяву, и не один, а вместе с большой дружиной археологов. Именно археология предоставила нам такую возможность. Жаль, что с нами не было Михаила Ивановича Домова. Но зато с нами был ярый воитель за антинорманизм, можно сказать полководец антинорманизма начальник Гнездовской археологической экспедиции проф. Даниил Антонович Авдусин, наследственный антинорманист (его учитель А.В. Арциховский тоже был проповедником антинорманизма). Всю жизнь Даниил Антонович воевал с открытым забралом против «норманистов», каковыми он считал многих москвичей и нас — меня с моими учениками в Петербурге. А к концу жизни (в 1988 году) по результатам своих раскопок в Гнездовском могильнике (под Смоленском) сокрушенно признал: да, скандинавы в Гнездове были с самого начала, и было их «во много раз больше», чем предполагалось. Ангажированная журналистка Н.И. Васильева, распространявшая пропаганду антинорманизма, заявила во всеуслышание о предательстве пожилого профессора из Московского университета: он переметнулся. Но Авдусин был не ангажированный журналист, он был ученый и не мог не верить своим глазам. И московские ученики его ныне никак не антинорманисты, а в одном строю с нами.

Со своими учениками я проверял по могильникам древнее население. Разумеется, мы не могли попросить их поговорить по-шведски или по-славянски. Но мы видели их вещи, мы могли выделить те вещи, которые не идут в торговлю (например, подвески в виде молоточков Тора), еще важнее — мы классифицировали обряд погребения. Он всё-таки разный у разных этносов и разных вер. Скажем, взять Ярославское Поволжье. Когда мы там выделили для IX-X веков те погребения, которые опознаваемы, и подсчитали, то получили такие цифры: славян — 13%, скандинавов — 14%, остальные — финно-угорские народности. Кто там нас спросит «Пошто?»

Домов и Рюрика считает славянином (ну, по Кузьмину — западным). Что же имя это значит по-славянски? Для сторонников Кузьмина — рарог, т.е. у западных славян «сокол». Но, во-первых, имя «Сокол» у славян неслыханное, во-вторых, каким образом «рарог» превратилось в Рюрик? Как у жеманной дамочки Анны Павловны Шарамыкиной в водевиле «Юбилей» у Чехова, «Петербург» от сложения губ сердечком превращалось в «Пютюрбюрг»? А вот скандинавское Хрёрек, Рурикр, современное Рурик (родственное Хрёдерик, Родриго), переводящееся как «знатный славой», закономерно переходит в славянское Рюрик.

Впрочем, даже попросить людей IX-X веков на «пути из варяг в греки» поговорить по-шведски можно. Тот же Константин Багрянородный сообщает два ряда названий Днепровских порогов. Один ряд славянский — император неплохо передает греческими буквами славянские звучания: «островунипрах» — островной порог, «неясыть» — современный Ненасытец, «вулнипрах» — волновой порог и т. д. Всё можно понять. А вот ряд его «русских» названий понять сходу нельзя: Улворси, Аифор, Варуфорос, Струкун, Леандри — со славянских языков они совершенно не читаются, зато расшифровываются со старошведского: «островной», «свирепый», «волновой», «падающий» и т. д. Кто же это сообщил императору шведские названия Днепровских порогов? Да еще назвался при этом «русскими»? А вспомним, что финны и эстонцы до сих пор называют «руосси» не славян, а скандинавов, шведов. А русская летопись сообщает о приходе из-за моря варягов, зовомых «Русь», «от них же и ны прозвашася» (от них же и мы прозвались).

Коль скоро Вы, Михаил Иванович Домов, нарисовали себе совершенно другую картину девятого века, милую Вашему сердцу, то я хорошо понимаю вашу горячую жажду поставить мне «лилово-красный большой фингал под левым глазом» руками западно-славянских варягов: «тут перед носом мелькнул кулак, и Самуилыч, упав, обмяк». Так ведь не получается. Конечно, во сне всё возможно, но сон-то не мой!

Еще две вещи мне хочется уточнить. Первая — я совершенно непьющий. Поэтому начало Вашего стихотворения о том, что «заботы тонут в вине игристом», не по адресу. Я понимаю, «игристом» понадобилось для рифмы к «норманистам», но не так уж трудно найти другие рифмы — «монистом», «чистом», «гористом» и т. д. Вторая вещь — Вы считаете меня норманистом, приверженцем теории норманизма: «славян разбили и покорили». Да нет такой теории. Это жупел, созданный антинорманистами для оправдания собственной «борьбы». А мы, большинство историков и археологов, занимающихся древностями Руси, просто стараемся непредвзято анализировать факты и честно сообщать результаты народу. Чтобы народ мог трезвыми глазами взглянуть на яркие, но скороспелые картины, лестные и фантастические, рисуемые любителями. Историю надо видеть такой, какой она была, а не такой, какой ее хотели бы сформировать Вы. Вы над нею не властны, хоть Вы и Михаил Иванович.

Подписаться
Уведомление о
guest

1.1K Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Анатолий
Анатолий
11 года (лет) назад

Приношу свои извинения….

Мне совершенно безразлично кого призвали наводить порядок на Руси:негров,китайцев,норманнов или западных славян.

Меня в этой дискуссии более всего интересует мотивация «антинорманистов»,их «аргументы» и особенно те побудительные мотивы,которые они стараются не высказывать открыто.

Обо всём этом давно уже было сказано:

«Наши сиюминутные приоритеты побуждают нас высвечивать в прошлом одно и не видеть другого. В политической жизни именно память чрезвычайно избирательна, а порой совершенно ошибочна.»

«Социальным группам необходимы свидетельства своего существования в
прошлом, но им требуется такая картина прошлого, которая служит объяснению или
оправданию настоящего, часто ЗА СЧЁТ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ.»(Выделено мной)

«Социальная память может служить и поддержанию ощущения
УГНЕТЁННОСТИ,ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ или ВРАЖДЕБНОСТИ, и именно с этими элементами
связаны ее некоторые наиболее мощные проявления. Общественные движения,
впервые вступающие на политическую арену, особенно остро осознают явную
потребность в собственном прошлом.»(Выделено мной)

Мне кажется,что эти мысли ,высказанные Джоном Тошем,имеют самое прямое отношение к побудительным мотивам Денни и иже с ним.

Снимаю шляпу перед выдержкой Льва Самуиловича и Олега! :)

Анатолий
Анатолий
11 года (лет) назад

Специально для местных антинорманистов-сказочников:

«Нация, не способная заглянуть в лицо собственному прошлому, обречена на серьезные трудности в будущем.»
Тош Дж.Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка.

Л.Л.Гошка
Л.Л.Гошка
11 года (лет) назад

Анатолий: “Мне кажется, что эти мысли, высказанные Джоном Тошем, имеют самое прямое отношение к побудительным мотивам Денни и иже с ним”. По поводу “иже с ним”. Интересует история, как фундаментальная наука, а не как прикладная, которая обслуживает разного рода идеологов тех или иных …….измов. И повод для этого есть. “По оценкам многих видных экологов, население Земли надо бы свести к 1-2 млрд. человек. На закрытии прошедшей в марте 2009 г. в Копенгагене Международной научной конференции по изменению климата Г. Й. Шельнхубер заявил, что при повышении среднегодовой температуры на Земле на 5 градусов по шкале Цельсия должен серьезно подниматься вопрос о сокращении численности жителей Земли. «Это, конечно, очень циничное заявление, но настоящий триумф науки и ее реальное достижение заключается в том, что мы смогли назвать допустимые пределы вместимости Земли», — сказал Шельнхубер. — Оказалось, что на нашей планете должно проживать не более миллиарда человек». «Биологические войны: сущность и основные черты» Планетарные проблемы развития и рост интереса военной мысли к стратегиям «геноцидных войн». Юрий Бобылов, к.э.н., эксперт по проблемам национальной безопасности. http://park.futurerussia.ru/extranet/blogs/Bobylov/489/ Оттуда же: «В сложном противоречивом цивилизационном процессе выживают лишь те биологические популяции рас и народов, которым удается в критические моменты выработать новые природные и социальные ограничители своих всегда диких природных врожденных инстинктов, включая размножение и воспитание детей, и новые этические нормы по линии «свой-чужой». ……Согласно выводам К. Лоренца, агрессия возникает из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его наиболее важные функции». К мнению Юрия Бобылова можно добавить мнение историков Андрея Фурсова и Ольги Четвириковой: «Мы живём в военное время — военное вдвойне. Натовской агрессией против Югославии, а точнее — против сербов — началась перманентная горячая война, ставшая следствием разрушения СССР: Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия. Одновременно с… Подробнее »

Анатолий
Анатолий
11 года (лет) назад

Л.Л.Гошка:
09.08.2013 в 18:41
«…история, …. которая обслуживает разного рода идеологов»

Гошка!Насколько я понимаю,история никого не обслуживает.Вы,уважаемый,путаете Божий дар с яичницей.

«…По оценкам многих видных экологов…»

Если мне не изменяет мой застарелый склероз,в начале ХХ века был сделан абсолютно «достоверный» прогноз,основанный на экстраполяции текущих событий,что Нью-Йорк погибнет ,заваленный лошадиными экскрементами.Гошка!Как там обстоят дела с лошадиными экскрементами в Нью-Йорке?
Древние наверное недаром говорили:»Cum grano salis».Очень уж Вы не критично воспринимаете высказывания различных прогнозЁров!

«Отсюда и интерес к Рюрику.»
Я не понимаю каким образом из всех этих словес вытекает интерес к Рюрику.

«Как Рюрик не имея в распоряжении науку, смог заставить функционировать сложную открытую систему в направлении создания государственности?»

Я прошу прощения… Меня сейчас потянуло на шумеров.Как серьёзный студент сижу учу,почти зубрю,черчу схемы городов,различные таблицы….И могу сказать,что задачи у шумеров были намного более сложные,чем у Рюрика.И ничего!Справились!Создали первую на земле цивилизацию,следовательно построили города и зиккураты (в таком написании мне привычнее),письменность,религию,сложнейшую оросительную систему,систему мер и весов,литературу,законы…..И было это 5000-4500 лет тому.Рюрик пришёл почти через 4 000 лет после них.Не удивляет?

«Если исходить из вышеизложенного, то для меня доводы Льва Самуиловича и Олега пока кажутся более убедительными.»

Чем чьи? :))))

Спокойнее ,Гошка!Или как писал И.Бабель «Холоднокровнее Маня,вы не на работе»

Сергей. Б
Сергей. Б
11 года (лет) назад

Сразу оговорюсь, я не историк, но историей Руси увлекаюсь с детства, я не норманист и не антинормнист, мне, просто, хочется понять как оно было в действительности. Теперь по существу. У норманской теории, при всей ее кажущейся агрументированости, доказательности, в действительности есть масса проблем. За один пост их сразу не раскроешь,слишком много времени для этого понадобится, поэтому буду кратко останавливаться на главных. Первое — археология.И уважаемый мною без кавычек Лев Самуилович, в свое время написавший: « В громадном большинстве случаев сами по себе находки украшений, оружия и других предметов скандинавского происхождения не влекут за собой с необходимостью ничего сверх концентрации экономических связей со Скандинавией» — и — «Пока мы можем констатировать, что в IX в. отдельные скандинавские погребения появляются в некоторых районах основных восточноевропейских водных путей, в тех же местах, где в Х в. нам известны уж группы, серии скандинавских погребений (Приладожье, район Смоленска, Ярославское Поволжье)» — как нельзя хорошо об этом знает. Действительно скандинавы появились в Ладоге во второй половине 8 века, но уже к 780-му году скандинавская колония в Ладоге погибает, уступив место славянам. Следующее появление здесь норманнов датируется 840-м годом и с этого периода действительно можно говорить о скандинавском присутствии здесь. На Рюриковом городище скандинавы появились не ранее второй половины 9 века.Но даже это не дает основания говорить о существовании там скандинавской руси: ««Особых оснований для интерпретации культурной общности, сложившейся в Поволховье к 1й трети IX в. (IV ярус), как «руси», полиэтничной по характеру, но с лидирующей ролью скандинавов нет. Тем более, вряд ли стоит характеризовать это общество как «раннегосударственный организм». Оно вполне соответствует варварским объединениям, возникавшим в эпохи миграций. С таким же успехом можно видеть за ним один из этапов консолидации населения Северо-Запада, в частности, этно-политического объединения словен». (Кузьмин С.Л. «Пожары и катастрофы в Ладоге: 250 лет непрерывной жизни?»). В остальных местах отданным согласно ПВЛ братьям… Подробнее »

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Ответ Сергею Б.

Он начинает свое послание с констатации: «Сразу оговорюсь, я не историк, но историей Руси увлекаюсь с детства, я не норманист и не антинормнист..». В этом мы с ним полностью совпадаем. Я тоже не историк (я археолог), и тоже не норманист и безусловно не антинорманист. А дальше мы расходимся. По Сергею, «У норманской теории, при всей ее кажущейся агрументированости, доказательности, в действительности есть масса проблем». На мой взгляд, нет норманнской теории, следовательно, нет и тех проблем, которые озадачивают Сергея. С моей точки зрения, все те факты, о которых он пишет, составляли бы проблему для тех, кто придерживался бы норманнской теории, какую рисуют в своем воспаленном воображении антинорманисты, а если изучать их непредвзято, то какие проблемы? Факты могу быть такими, могут этакими — и что?
Пусть Сергей четко изложит, какие положения он отрицает или подвергает сомнению. Тогда и посмотрим, стоит ли спорить. О норманнской теории я спорить не собираюсь. О датах прихода варягов, об обстоятельствах их прихода, даже об исходном очаге их прихода (хотя это и смешно) спорить можно. Об источнике термина Русь спорят, хотя для специалистов этот спор давно решен. Об аналогиях экспансии викингов в Англии, Франции и в Восточной Европе (там были не только славянские земли) тоже интересно поразмышлять.
И еще одно. Мне очень трудно спорить на страницах ТрВ по этим вопросам, потому что каждый новоприбывший, как правило, не прочел всего, что было уже высказано и разъяснено, в обсуждении этой и предыдущих статей (а есть еще и литература), и начинает спор сначала. А я человек старый и работающий, и мне недосуг повторять все аргументы в который уже раз очередному свежему спорщику.
Уж извините.

Сергей. Б
Сергей. Б
11 года (лет) назад

Ответ для Л.С.К. Понимая Вашу занятость, постараюсь быть краток. Хотя, трудно, спорить, а тем более, что-то доказывать, не подкрепляя свою точку зрения аргументами и фактами, в нашем случае ссылками на работы специалистов в той или иной научной дисциплине. Поэтому цитаты все равно приводить придется, что не может не сказаться на объем поста. К сожалению, уважаемый Лев Самуилович, норманизм как и антинорманизм, это реальность, а не порождение фантазии сторонников той или иной точки зрения на историю Руси. Причем и то и другое явление российской исторической мысли делится на два подвида, часто, так или иначе, сливающихся в единое целое. Я не буду сейчас писать об антинорманизме, к нему у меня другие вопросы, а остановлюсь лишь на норманизме, который бывает научным и идейным. Поясню. К идейному норманизму в полной мере можно отнести и слова М.П. Погодина, в свое время, написавшего: « В VIII, IX, X и XI веках Норманны, обитатели Дании, Швеции, Норвегии, были хозяевами на всех европейских морях: Немецком, Атлантическом, Средиземном. Взгляните на карту их морских походов: они переплывали Океан; нападали на Германию, Голландию, Францию, Британию, Италию, Ирландию, Испанию, Грецию; проникали в устья всех больших рек и селились по всем побережьям… А противники норманства… хотят, чтобы Норманны оставили в покое только одну соседнюю нашу страну, для них самую удобную, подлежащую, и подходящую, т. е. устья Немана, Вислы, Двины и Невы. С чем это сообразно? Да они с этих мест и начать должны были свои нашествия». И слова авторов книги « Выбирая свою историю. «Развилки» на пути России: от рюриковичей до олигархов» (М. Колибри, 2005 г.): « Сколько шума и изменений, в основном позитивных, сотворили неугомонные белокурые мореплаватели. И мне не совсем понятно, почему об этом открыто и честно пишут все западные историки и так тщательно скрывают наши» . И слова «… нас основали «благородные князья германского происхождения» ( «Призвания варягов не… Подробнее »

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Сергею Б.
Вы хорошо и четко изложили свои сомнения в моем видении «норманнской теории» и антинорманизма, и вообще о фактах норманнского присутствия в Восточной Европе, и я постараюсь Вам ответить. К сожалению, я никак не смогу это сделать в ближайшее время (сдаю несколько книг сразу, в том числе словарь — с ним очень много работы, а возраст мой превращает элементарный поход в библиотеку в эпохальное событие). Вот уже несколько номеров я и в ТрВ ничего не пишу — некогда.
Может быть, на некоторые вопросы Вам за это время ответят другие — это будет для меня большим облегчением. Но, насколько я знаю некоторых участников дискуссии, у них тоже работы хватает.
Не посетуйте.

Сергей. Б
Сергей. Б
11 года (лет) назад

Для Л.С.К.

Я все понимаю, поэтому и не тороплю с ответом,тем более что дискуссия на форуме дело добровольное, а не обязательное.Удачи вам и всех благ.

Олег
11 года (лет) назад

Сергей, если Лев Самуилович не возражает, постараюсь ответить на Ваши вопросы и сомнения. Почему сейчас ученые говорят что норманизм не существует? Потому что в девятнадцатом веке норманизм являлся своего рода реакцией на движение славянофилов в борьбе славянофилов и западников. Сейчас никакого норманизма нет — как бы это ни отрицали ныненшние антинорманисты — нет идеологических и политических причин для его появления. Есть целый ряд ученых-историков, которые просто не могут закрывать глаза на комплекс свидетельств однозначно указывающих на скандинавов как основателей государства на Руси. Они не могут отрицать реальность в ее проявлениях, как бы им может быть этого и не хотелось. Другое дело — антинорманизм. Само название указывает на его природу. — Он во-первых анти- то есть несет в себе отрицание в первую очередь. С позитивом у е него всегда были проблемы- русь выводили откуда угодно — из любого уголка Вселенной — от этрусков ( это фрики и фантазеры) до кочевников-роксаланов и пруссов, или балтийских славян- ран с о-ва Рюген. А также от иллирийцев, нориков, франков, литвы, хазар, корел, финнов и т.д. Причем ни одна гипотеза не была лучше другой- и все почему? Да потому, что ответ который они хотят получить известен заранее, до начала исследований. С этого начинал первый антинорманист М.В.Ломоносов. Он боролся с засильем немцев в Академии и ему НУЖНО было доказать не скандинавское происхождение Руси. То есть сначала был ответ к задаче, а уже потом искалось ее решение. Я думаю Вы со мной согласитесь что это — что угодно, только не наука, в которой ответ неизвестен до окончания исследовательской работы.но довольно об антинорманизме. он не стоит длинных разговоров. Его положительная сторона заключалась в КРИТИКЕ скандинавской гипотезы — здесь антинорманизм сыграл свою положительную роль, позволив значительно улучшить разработку скандинавской гипотезы и выведя ее на новый уровень. у самих нынешних антинорманистов А.Н.Сахарова и В.В. Фомина их гипотеза никак не сформулирована… Подробнее »

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 1,00 из 5)
Загрузка...