Во время пресс-конференции Российской академии наук на тему: «Станет ли РАН локомотивом реформирования российской науки?» 20 августа 2012 года в ответе на вопросы «Как нужно менять систему управления в РАН? Каким образом вы видите эти изменения и в какие сроки они могут произойти?» вице-президент РАН академик В.В. Козлов заявил:
У нас сейчас количество отделений уменьшено, они теперь не являются юридическими лицами, как раньше. Значит, на них должна возрасти реальная нагрузка, и, может быть, в ряде случаев не всегда отдача такая, какая нам бы хотелась бы. Здесь тоже нам надо навести порядок. Есть масса вопросов, которые требуют обсуждения. Эти вопросы постоянно обсуждаются в Академии наук. Хочу напомнить, что в следующем году у нас должны быть выборы президиума, президента. И тот комплекс вопросов, которые вы затронули, в любом случае будет предметом активных обсуждений, поскольку они волнуют каждого члена академии [1].
Однако такое заявление плохо согласуется с известными фактами, которые неоднократно упоминались на страницах ТрВ-Наука и «Научного сообщества», в апрельском выпуске 2012 года которого, в статье «О самоорганизации научных работников», в частности, написано: На Общем собрании РАН в мае 2010 года по инициативе Отделения физических наук (ОФН РАН) было внесено предложение посвятить ближайшее Общее собрание РАН обсуждению роли и задач академии в сложившихся обстоятельствах, назначив такое внеочередное собрание на октябрь 2010 года. Однако под различными предлогами такое предложение до сих пор не реализовано. Это происходит, в частности, из-за позиции руководства РАН и отсутствия необходимых связей между различными Отделениями РАН, а также из-за проявления в данном случае ослабленной способности к самоорганизации у многих членов РАН.
Интересно, принесут ли грядущие выборы подвижки в историю с обращением ОФН, которая явно не стыкуется с заявлением В.В. Козлова о том, что эти вопросы постоянно обсуждаются в Академии наук?
Александр Самохин
1. http://top.rbc.ru/pressconf/20/08/2012/664688.shtml