В Москве появился еще один музей. В Культурном центре МГУ, что в «высотке» на Воробьёвых Горах, теперь есть музей его предшественника, знаменитого ДК МГУ.
Совсем как в замках долины Луары, часть помещений отдана экспозиции, а в другой живут своей жизнью творческие коллективы. После ремонта Культурный центр — это настоящий дворец. И по нему бродят призраки. Правда, их видят только те, кто помнит о былой славе ДК.
Призраков много: театры, киностудия, фотостудия, изостудия, киноклуб, симфонический оркестр в полном составе… Бряцая звонким глаголом, пролетает на Пегасе слава поэтической студии «Луч», дух которой еще витает на Воробьёвых Горах, но занятия уже не первый год проходят в Литературном институте. Как русалки по берегу, бродят по КЦ тени недавно покинувших эти стены участниц феерического танцевального ансамбля «Ари»; сквозь песни ветра в зимнюю вьюгу из-под окон доносятся арии в исполнении бывших участников Оперной студии. По ночам, когда никого нет, раздаются плач гитары об ушедшем гитарном классе и голоса ребятишек из клуба «Орлёнок», куда ходили еще дети ректора В. А. Садовничего. Имеющий уши да услышит…
Встречаются и сотрудники-призраки. В документах отдела кадров они есть, но при дневном свете их не видно.
Когда имеешь дело со стариной, появляются фэйки. Вроде бы недавно создан одним из сотрудников администрации коллектив эстрадной песни, но какой-то сомнительный. И вместо блестящих «Московских вечорок», исчезнувших 7 лет назад, недавно появился другой фольклорный коллектив, однако студентки или сотрудницы Университета если и выступают в его составе, то в виде призраков. Зато хорошо различимы профессиональные участницы, изучающие народное пение вовсе не в МГУ.
С былых времен сохранился в Культурном центре старинный рояль. Обычному посетителю он не покажется глубокой древностью, но, судя по тому, сколь ревностно дирекция не допускает его ремонта, сохраняя выщербленности и сколы на корпусе, этот рояль — чуть ли не современник испанских столов эпохи Великой армады. Тогда мраморные полы отбеливали пивом, брызги попадали на мебель, так что гнилое дерево со временем оказывалось доказательством подлинности вещи (цит. Дик Френсис, «Перелом»: «И она показала на ножки, все в рытвинках, с ободранной полировкой»).
В феврале 2011 года был проведен миллионный тендер на ремонт четырех роялей в КЦ [1]. Он оказался своего рода списком ЮНЕСКО. Три рояля, входивших в техническое задание, подлакировали, но — Боже упаси! — не тот раритет, о котором говорилось выше. В отношении механической части инструментов ремонт был чисто символическим, самым серьезным вмешательством, видимо, была замена молотков в одном из них — подлинных на так называемый «эквивалент». Ну что ж, такой вариант, наверное, лучше, чем то, что сделали с гостиницей «Москва» и с «Военторгом»? При этом… более старые инструменты выволокли из классов и разломали. «Где же логика?!» — спросите вы. А логика простая — хозяйственная. В обновленном блестящем Культурном центре — эти «оборванцы»?! А ремонтировать их — зачем? Это даже не мебель, на рояли ни сядешь, ни встанешь. Негде теперь студентам МГУ учить нотные тексты? Маяковский, например, предлагал музицировать «на флейте водосточных труб»! На скамейке можно заниматься (см. фото), на коленке — да мало ли еще на чем?!
Прошлое всегда обрастает легендами. Наверное, потому, что в нем водится бацилла фантазии. Водятся, скорее всего, и другие бациллы: творческой активности, нравственных принципов — не зря людей прошлого видим благородными и черпаем вдохновение в их деяниях. Однако директор Культурного центра МГУ Л. С. Кружалина из полной преданий атмосферы ДК восприняла только бациллу фантазии. «Сказочными» отчетами нынешней дирекции о проведенных мероприятиях можно было бы зачитываться, если бы не опасения, что в их составлении мог принять участие худрук и главный режиссер КЦ МГУ Г. Ж. Наниташвили, который полагает верным писать «блоготварительный» или «Ученных». Ход мысли Гочи Жиульевича патриотичен: в МГУ — особые ученые, поэтому и целых две буквы «н», и заглавная буква посреди текста.
Есть в музее и своя «диорама». Это сайт Культурного центра МГУ [2]. Здесь написано, что «ежегодно в начале учебного года в Культурном Центре проводят набор новых членов не менее чем в 20 художественных коллективов — творческих объединений студентов и выпускников университета». На самом же деле коллективов около дюжины. Инструментальные ансамбли, оркестры, хореография, балет, современные бальные и эстрадные танцы, перечисленные на сайте, — это в реальности один камерный оркестр и студия бальных танцев «Грация». Что ж, бутафория составляет неотъемлемую часть диорамы, так же как и иллюзия присутствия.
Герой фильма А. Хичкока «На север через северо-запад» справедливо заметил: «В рекламе не лгут, а только разумно преувеличивают». Но возникают вопросы: является ли сайт КЦ МГУ чистой рекламой — или всё-таки информационным порталом, призванным, пусть в самых ярких красках, представить реальную картину творческой жизни студентов и сотрудников университета, обусловленную работой Центра? И как следует организовать работу Культурного центра, чтобы студенты, как в былые времена, занимались в самых разных творческих коллективах? Чтобы их наставники, воспитавшие не одно поколение замечательных актеров, музыкантов, чтецов, танцоров, ставших при этом известными учеными, оставались работать в МГУ, своим мастерством помогая раскрыться студенческим талантам? Чтобы многозвучная творческая жизнь в Культурном центре МГУ стала реальностью, а не призрачным воспоминанием…
[1] http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=92050 [2] www.msu.ru/info/struct/dep/culture.html
Бутафория и коррупция — вот бренды современного МГУ.
Считаю, что настолько передовой ВУЗ страны должен служить примером для всех, задавать тон современному обществу — развитому, прогрессивному. Безусловно, условия для занятий музыкой, творчеством, спортом должны быть обеспечены для студентов здесь — и без лишних условностей и бюрократии.. Жаль, что мне самому почти 10 лет не удавалось играть на фортепиано во время учебы.