«Попрыгунья Стрекоза…»

Вадим Гаврилов, ст. науч. сотр. Звенигородской биостанции им. С. Н. Скадовского биологического факультета МГУ
Вадим Гаврилов, ст. науч. сотр. Звенигородской биостанции им.С.Н.Скадовского биологического факультета МГУ

Стрекозы — одни из самых древних насекомых: их предки появились на нашей планете около 350 млн лет назад, и за многомиллионолетнюю историю стрекозы практически не изменились. Но, даже не приобретя значительных усовершенствований в ходе эволюции, стрекоза представляет собой удивительное насекомое, практически идеального хищника. Считается, что именно стрекозы стали первыми животными, освоившими воздушное пространство.

Стройное вытянутое тело, широкая грудь, грызущий ротовой аппарат, большие крылья и хорошо развитое зрение многое говорят о стрекозе и ее образе жизни. Стрекоза является хищником, причем очень быстрым и ловким. Маленьких насекомых она ловит зазубренными челюстями прямо на лету, а крупных — лапками.

Плосконожка (Platycnemis pennipes) с жертвой

Жертвами стрекозы чаще всего становятся насекомые, например мухи, комары и другие летающие насекомые, вплоть до стрекоз меньшего размера.

У стрекоз длинные ноги, направленные вперед; передние короче задних, что облегчает захват и удержание добычи.

Стройное тело стрекозы выполняет функцию балансира. У самцов на конце брюшка имеются своеобразные щипцы, которые помогают удерживать самку за шею во время спаривания.

Плосконожка (Platycnemis pennipes)

Стрекозы — прекрасные летуны. Они то замирают в воздухе, то резко взмывают вверх. В броске они способны развивать скорость до 100 км/ч. Стрекозы могут летать без отдыха в течение нескольких часов. Скорость и продолжительность полета обеспечивают четыре крыла, причем каждая пара действует самостоятельно, но при этом удивительно слаженно. Стрекозы без труда могут совершать многокилометровые перелеты. Во время полета они производят крыльями 100–150 взмахов в секунду. С наступлением вечера стрекоза усаживается на какое-нибудь растение и отдыхает до следующего утра.

Желтоногий дедка (Gomphus flavipes)

При взгляде на стрекозу первое, что привлекает внимание, — глаза. Как и у многих насекомых, глаза у стрекоз фасеточные. Каждый состоит из 30 тыс. отдельных фасеток. Каждая фасетка работает сама по себе и изолирована от остальных пигментными клетками, причем только нижние способны различать цвета, а верхние — исключительно форму. С помощью верхних фасеток стрекоза различает лишь черные и белые тона, поэтому, заметив насекомое перед собой, старается не потерять его на светлом фоне неба. Но когда стрекоза поднимается над жертвой, готовясь к нападению, ей нужно хорошо видеть насекомое на фоне земли. И тут нужны нижние фасетки, с помощью которых она различает цвета.

Красотка блестящая (Calopteryx splendens)

Благодаря таким необычным свойствам глаз и их строению стрекозы видят значительно лучше многих других насекомых. Они замечают добычу на расстоянии нескольких метров. Их глаза одновременно видят всё, что происходит впереди, сзади и по бокам. Насекомые видят тени и чувствуют любое движение вокруг себя, в том числе и движение человека. Хотя сидят стрекозы неподвижно, их голова постоянно в движении — своими огромными фасеточными глазами эти хищники постоянно высматривают мух, комаров, слепней и другую добычу.

Стрекоза кроваво-красная (Sympetrum sanguineum)

Разные виды стрекоз отличаются друг от друга мелкими структурными особенностями, размерами и окраской, причем у некоторых окрашены даже крылья. В окраске у стрекоз преобладают зеленые, синие, желтые, коричневые оттенки. Крылья бывают с пятнами различных цветов. Обычно самки бледнее самцов.

Стрекоза желтая (Sympetrum flaveolum)

В Московской области отмечено около 60, а в мире — свыше 4500 видов стрекоз. В Подмосковье первые стрекозы появляются в конце мая. Как правило, это мелкие виды (стрелки), а крупные— настоящие стрекозы — начинают летать летом.

Стрекозы спариваются на лету. Вторичный копулятивный аппарат самцов высоко специализирован и не имеет аналогов среди насекомых — он находится в самом основании брюшка, куда семенная жидкость переносится из обычного полового отверстия на вершине (конце) брюшка. Спаривание стрекоз очень сложный процесс. После исполнения ритуала ухаживания самца за самкой стрекозы сцепляются в так называемую копуляционную пару, в которой самец удерживает возле себя самку при помощи ног, а затем при помощи специально приспособленных клещеобразных анальных придатков брюшка.

Плосконожка (Platycnemis pennipes). Спаривание

Самцы некоторых видов стрекоз удерживают самку за голову, у других видов — за переднегрудь, всё это происходит в полете, причем самец летит впереди. Самка изгибает брюшко вперед, к совокупительному аппарату самца, образуя «брачное кольцо». Стрекозы-стрелки подолгу летают вместе, причем самка периодически присаживается, а самец занимает перпендикулярное к ней положение и держит равновесие при помощи крыльев. Иногда присаживается самец, а самка висит, уцепившись за его брюшко. Спаривание, в зависимости от вида стрекоз, может длиться от нескольких секунд до нескольких часов.

Стрекоза желтая (Sympetrum flaveolum). Спаривание

Стрекозы откладывают яйца в воду или ткани водных растений, реже в мокрую почву. Некоторые самки откладывают яйца, по-прежнему находясь в сцепке с самцом, у других стрекоз самец летает в это время над самкой, в третьем случае самец просто улетает по своим делам, а самка откладывает яйца самостоятельно.

Превращение у стрекоз неполное. Неполовозрелые бескрылые нимфы стрекоз называются наядами и развиваются в воде. Нимфы стрекоз тоже хищники, питаются личинками водных насекомых, иногда нападают на головастиков и мальков рыб; в свою очередь, служат пищей для рыб. По окончании развития нимфы выползают на околоводные растения или на почву вблизи водоема, где и проходит последняя линька, в результате которой на свет появляется взрослая крылатая стрекоза.

Выражаем признательность Олегу Костерину и Алексею Куприянову за помощь в подготовке статьи.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)