Эти пауки — ну просто котики!

Образ арахнолога в глазах обывателей — это что-то среднее между средневековым колдуном, Гингемой и маньяком. Ни на Гингему, ни на маньяка, ни тем более на колдуна хрупкая улыбчивая Галина Азаркина совсем не похожа. И тем не менее именно она один из крупнейших специалистов по паукам-сальтицидам, автор трех десятков статей, большинство из которых опубликовано на английском языке. Сольно и с соавторами Галина открыла 7 новых родов и 103 новых вида пауков. В честь нее лично названо 3 новых вида. Сейчас Галина работает старшим научным сотрудником лаборатории систематики беспозвоночных Института систематики и экологии животных Сибирского отделения РАН.

Арахнолог Галина Азаркина. Фото из личного архива

Арахнофобия — самая распространенная фобия во всем мире. Ею в разных культурах страдает от 3,5% до 6,1% людей. Ученые пока только пытаются понять, в чем причина нашей неприязни к этим сравнительно небольшим созданиям: воспитание, врожденные рефлексы или культурный фон. Может, они просто слишком непохожи на нас? Но Галина об этих крошечных созданиях с восемью ногами и восемью глазами рассказывает с такой симпатией, что начинаешь подозревать, что либо ты на них смотрел раньше неправильно, либо тебе попадались неправильные пауки.

— А еще пауки-скакунчики, которыми я занимаюсь, очень похожи на кошек, — продолжает удивлять меня Азаркина, — второе название сальтицид — пауки-кошки.

В том, чем же эти пугающие многих существа могут быть похожи на мимишных котиков, мы и попытались разобраться. И нашли немало сходств.

Паук котоликий

Aelurillus v-insignitus из Венгрии. Фото Lukas Jonaitis из «Википедии»

— Посмотрите сами, — убеждает меня Галина, открывая фото паучка и кошки одновременно. — Когда мы смотрим на фотографию паука, то, как и у кошки, в первую очередь мы видим большие красивые глаза, полоски, отходящие от центра лица к краям. Название этого рода паука, Aelurillus, с греческого так и переводится: «котоликий».

Конечно, не все пауки-скакунчики выглядят так. Есть удивительно похожие на муравьев, на жуков и даже на веточки и травинки. Впрочем, как бы ни выглядели пауки, у всех них тело состоит из головогруди и брюшка. На конце брюшка расположены паутинные бородавки. Паутинные железы, к слову, есть и у некоторых клещиков, гусениц. Впереди головогруди паука находятся педипальпы. Причем у самцов они модифицированы в копулятивные органы. Спереди также расположены и хелицеры — орган для захвата добычи, умерщвления (через них проходят ядовитые железы) и разминания (для более быстрого переваривания).

Играющий с зайчиком

Скорее всего, многие наши читатели хоть раз да играли с кошками лазерной указкой. Подобную игру можно затеять и с пауками-скакунчиками. Они точно так же реагируют на движение лазерной точки. Вообще, по словам Галины, пауки-скакунчики — это удивительное исключение из мира пауков. И не только потому, что с ними можно играть, как с кошками. Они одни из немногих, кто видит и реагирует на свое отражение в зеркале. Вот смешной паучок на видео подходит к зеркалу и забавно расставляет лапки, будто радуясь своему отражению. Но на самом деле, как поясняет мне Азаркина, никакой радости он не испытывает. Просто, увидев изображение, думает, что ему навстречу идет еще один самец, и пугает соперника. Угол зрения у пауков-скакунчиков — практически 360 градусов. При этом у передних глаз область зрения узкая, но с высокой четкостью, а у боковых — наоборот. Так что боковые глаза хорошо фиксируют движения (на расстоянии до 3 м), а центральные позволяют рассмотреть объект подробнее (30 см — фиксация объекта, 10 см — окончательное распознавание).

Паучьи вибриссы

Ориентируются пауки не только на зрение. Есть у них и некоторый аналог кошачьих усов-вибрисс. Только вибриссами у пауков можно считать даже самую маленькую волосинку на теле. К каждому волоску подходит одно или три нервных окончания. Но нужны волоски не только для красоты и чувствительности. Например, мохнатые педипальпы служат своеобразной щеточкой для больших паучьих глаз. Совсем недавно вышла статья, доказывающая, что при груминге пауки используют жидкость из ротовой полости. (Чем не умывание кошечек?)

Ушей у пауков в нашем понимании нет. Зато на лапках есть специальные волоски — трихоботрии, которые колеблются от малейшей звуковой волны.

Экспериментально убедительно доказано, что обоняние у пауков тоже есть. Но какой именно орган за это ответственен, пока науке не известно.

Чем не паук? Фото Mark J Sebastian

На кончиках пальцев

По сути, паук передвигается на кончиках лапок. Если проводить аналогию с млекопитающими, то будет уместно сравнить это с хождением на носочках человека. Точно так же передвигаются и кошки, и собаки. Даже последовательность движения пальцев кошки при ходьбе схожа с движением претарзуса (коготка и пучков волосков на кончике лапки) паука.

Но вот чего наши кошки и собаки, слава богу, делать не могут (в отличие от пауков), так это ходить по потолку. Большую роль в этом паучьем умении играют претарзус и пульвиллы (мягкие подушечки под коготками). В электронный микроскоп хорошо видно, что эти образования покрыты тончайшими расширяющимися к концу волосками. Волоски наподобие присоски прикрепляются к поверхности, что и позволяет пауку передвигаться практически по любой поверхности. Другой вопрос — как же паук отлипает от потолка, если находиться там ему помогает клейкий секрет?

— В 2006 году известный биолог-натуралист Дэвид Хилл в замедленной съемке увидел, что пульвиллы и претарзус у пауков не статичны, а подвижны, — рассказывает Галина. — Это и позволяет им легко отрываться от поверхности.

Мартовские пауки

Интимная жизнь пауков полна захватывающих пикантных подробностей. Подходя к самке, паук-самец обычно исполняет брачный танец, уникальный для каждого вида. Более того, именно эти танцы зачастую способствуют генетической изоляции вида. Танцы самцов-чужаков паучих просто не возбуждают… Самки либо нападают на такого танцора, либо в страхе убегают.

Но что точно роднит пауков-скакунчиков и котов, так это серенады, которые поют самцы при виде самок. Причем исследования показали, что на молчаливых ухажеров самочки пауков внимания не обращают. Похоже, не только человеческие женщины любят ушами… Казалось бы, ожидать большого разнообразия песен от существ без голосовых связок не приходится. Но в реальности эти животные придумали по крайней мере три способа пения: они издают звуки стучащие (паук колотит по субстрату брюшком или педипальпами), жужжащие и скребущие (специальными выростами на третьих ногах они скребут лапками по брюшку).

Самцы пауков-скакунчиков предпочитают молодых самок, которые полиняли 3-4 недели назад. Но поведение самца зависит от конкретной самки. Если предметом ухаживания стала половозрелая самка вне гнезда, включается стандартная схема ухаживания: танец, серенада и т. д. Если привлекательная дама, готовая к деторождению, сидит в гнезде, придется сначала к ней туда проникнуть. Самочки, не готовые еще стать матерью, не вызывают у самцов отторжения. Но, как истинные джентльмены, самцы готовы подождать. Они залезают к даме сердца в гнездо, строят там отдельную комнату и ждут, пока возлюбленная не полиняет.

Не знаю, как у вас, но у меня после рассказа Галины Азаркиной появилось подозрение, что сравнение пауков-скакунчиков и людей тоже дало бы немало общего…

Анна Мурадова

Спасибо, очено интересно и живо написано!