Ударные волны, большие и маленькие

28_sp-1← В космосе существует множество ударных волн разной природы. Ближайшая к нам происходит от столкновения солнечного ветра с земной магнитосферой. Солнечный ветер также вызывает ударную волну при столкновении с невозмущенной межзвездной средой. Эти ударные волны излучают слабо. Однако если звезда массивней и ярче Солнца, соответственно ее звездный ветер гораздо сильнее, а окружающая межзвездная среда плотнее, то ударная волна видна в телескоп.

В туманности Ориона есть прекрасные экземпляры дугообразных ударных волн такого типа (bow shocks). Дугообразная (точнее – куполообразная) форма возникает из-за движения звезды относительно газа туманности.

28_sp-3Мощная ударная волна образуется при взрыве сверхновой. Ее лучше всего наблюдать в рентгеновском диапазоне – именно в нем высвечивается горячий газ за фронтом волны. Яркий пример – остаток сверхновой N 62A в Большом Магеллановом облаке. Здесь изображение получено наложением снимка рентгеновского телескопа «Чандра» (синее), радиокарты (красное) и «Хаббла» (желтое с зеленым).

28_sp-2← Более грандиозный пример столкновения звездного ветра с межзвездной средой – туманность «Пузырь» поперечником в два парсека. Здесь центральная звезда имеет массу около 40 солнечных и относится к типу Вольфа-Райе с аномально сильным ветром. Слева – плотное газопылевое облако; кажется, что оно вдается в пузырь, протыкая его. На самом деле, пузырь «облегает» это облако, как воздушный шарик вдавленную в него руку.

28_sp-4Есть волны галактического масштаба, и возникают они при столкновениях галактик. На снимках – галактики «Колесо телеги» и «Кольцо». Обе – спиральные галактики, «прошитые» навылет эллиптической галактикой меньшего размера. Из-за столкновения по галактике идет волна, которую высвечивают массивные короткоживущие звезды, рождающиеся на фронте волны и прогорающие за время ее прохождения. В данном случае мы наблюдаем не ударные волны -это волны плотности той же природы, что формируют рукава галактик. В данном случае масштаб явления – порядка десяти килопарсек.

28_sp-5

28_sp-6← Но есть и ударные волны масштабом в мегапарсеки. Тут уже сталкиваются крупные скопления галактик. Знаменитый пример такого столкновения – галактический кластер «пуля», прошедший через более крупное скопление. Здесь получается очень интересная картина.

Кластеры галактик свободно прошли друг через друга вместе со своей темной материей, составляющей основную часть их массы, а газообразное и пылеобразное вещества столкнулись как два непроницаемых облака, с образованием гигантской ударной волны (розовый конус) и «отстали» от своих кластеров, оставшись посередине.

На изображении, основу которого составляет снимок «Хаббла», голубым цветом показана концентрация массы, основную часть которой составляет темная материя. Ее распределение получено из анализа гравитационного линзирования объектов заднего плана. Розовое – снимок рентгеновского телескопа «Чандра».

Полосу подготовил Борис Штерн

Снимки космического телескопа «Хаббл» доступны по адресу www.stsci.edu в виде хорошо систематизированного альбома. Они открыты для некоммерческого использования.