Орхидеи

.

Это название у большинства людей ассоциируется с историями про джунгли или с яркими, причудливыми выходцами из тропиков, продаваемыми в цветочных магазинах. Однако, вопреки распространенному мнению, орхидеи – это не только жители тропиков, их можно найти даже в Заполярье. По некоторым сведениям, в умеренных широтах обоих полушарий обитает около 1400 видов орхидных. Вроде бы совсем немного, учитывая огромный (десятки тысяч видов) объем семейства, однако разнообразие, красота и необычная биология видов умеренных широт привлекают к ним внимание многих исследователей. Орхидеи И этот интерес особенно подогревается тем обстоятельством, что многие из них с каждым годом становятся все более редкими. Исчезают крупные башмачки, возможно самые эффектные орхидеи умеренных широт северного полушария. Очень редки и таежные калипсо с нежными лилово-розовыми цветками. Вблизи крупных городов редкими становятся любки, ятрышники и пальчатокоренники.Список можно продолжить…

.

Причина редкости многих орхидей банальна – сбор на букеты. Какие-нибудь одуванчики пережили бы такой сбор достаточно легко. Но в том-то и отличие орхидных от одуванчиков: северные орхидеи имеют ряд необычных особенностей, унаследованных от тропических предков. Их семена мелкие (менее миллиметра в длину), они лишены запасов питательных веществ, и, хотя каждое растение дает десятки тысяч семян, прорастают из них немногие, а доживают до цветения единицы. Дело в том, что зародыши семян орхидей должны сразу же вступить в симбиоз с некоторыми грибами, которые будут снабжать развивающееся Орхидеи растеньице питательными веществами. А затем, прежде чем показаться над землей и развернуть зеленые листья, крохотные растения (в начале развития – менее 1 мм в длину) в течение длительного времени, не менее года, а чаще – нескольких лет, живут под землей. Найти такие похожие на неподвижных белых червячков растения непросто, и подземные проростки некоторых видов не видел еще ни один человек на Земле…В культуре же развитие маленьких сеянцев проходит зачастую иначе, чем в дикой природе, и после нескольких месяцев эксперимента заходит в тупик.

Жизнь юных орхидных под землей имеет и недостатки, и преимущества. С одной стороны, растение не может фотосинтезировать, и питание происходит только за счет симбиотических грибов. Эти грибы проникают в клетки молодого растения и селятся там. Орхидеи Часть грибных гиф растение переваривает, получая питательные вещества. Но и гриб в некоторых случаях может «проявить агрессивность»; так что взаимоотношения гриба и орхидеи – своего рода «вооруженное равновесие», далекое от идиллии. С другой стороны, уже на глубине нескольких миллиметров под землей молодое растение оказывается гораздо лучше защищено от перепадов влажности и температуры, что немаловажно, учитывая его крохотные размеры. Это преимущество настолько важно, что некоторые наземные орхидеи в ходе эволюции полностью перешли к подземному образу жизни.На поверхности они появляются только во время цветения. Неброские, не высокие, желтоватые или буроватые, на первый взгляд они ничем не напоминают дивные соцветия своих зеленых, фотосинтезирующих родственников. Однако при увеличении мы видим цветки причудливых форм, не оставляющие сомнения в их родстве. Очень часто такие орхидеи считают паразитами, причем паразитирующими на грибах, – действительно, собственного фотосинтеза у них практически нет. Однако не следует спешить с выводами.Взаимоотношения гриба-симбионта и орхидеи еще практически не изучены, и мы не можем быть уверены в том, что грибы, в свою очередь, не получают от этого союза каких-либо необходимых им веществ, например витаминов или гормонов.

Подобных необычных орхидей не так уж и мало. Это ладьян, чьи подземные белые побеги напоминают нежные кораллы (отсюда латинское название рода: Corallorhiza), гнездовка (ее подземное корневище с многочисленными торчащими во все стороны корнями напоминает неряшливое воронье гнездо), надбородник.Биология этих загадочных растений во многом остается малоизученной.

Впрочем, невзрачным орхидеям повезло. Другим хуже – сбор на букеты указан как лимитирующий фактор для 15 из 24 видов орхидных, занесенных в Красную книгу Московской области.

Татьяна Виноградова