Из статьи А.Г. Молчанова «1700 семинаров В.Л. Гинзбурга», книга «Семинар»

Выступление на 1700-м семинаре

…Начиная с 1960 г., когда Б.М. Болотовский, а затем — я с 1963 г. стали отмечать число присутствующих на семинаре, по 1965 г. число участников составляло в среднем около 50 человек. Затем наблюдается неуклонный рост, пока в районе 1988 г. среднее число участников не достигло 300 человек. После этого наблюдался спад, который правильно объяснил Евгений Львович Файнберг, связывая его с наступлением перестройки и возможностями доступа к информации широких масс трудящихся.

Из статьи А.Г. Молчанова «1700 семинаров В.Л. Гинзбурга», книга «Семинар»

С начала 1970-х годов, когда среднее число присутствующих перевалило за 200, семинар превратился в московский, а по существу и в общесоюзный. […] Ряд семинаров имел число участников, предельное для этого зала, — 600 человек. Эти семинары были, как правило, связаны с научными сенсациями. Первый пик в 600 человек (1977 г.) — это доклад Н.Б. Брандта и А.П.Русакова о наблюдении признаков высокотемпературной сверхпроводимости в галогенах меди. Пики за 1987-1999 гг., выходящие за 600 человек (люди стояли в проходах), были связаны с обзорными докладами, организованными В.Л., по только что открытой высокотемпературной сверхпроводимости. С этими докладами выступали сам В.Л., А.И. Головашкин, Ю.В. Копаев, Л.П.Горьков и многие другие. Предельно большие аудитории на семинаре собирали и другие докладчики: А.Ф.Андреев, В.И.Арнольд М.А.Марков, И.Д.Новиков, Л.П.Питаевский, В.П. Силин. [.] Огромную аудиторию собрал 1000-й семинар 2 марта 1983 г., проходивший в виде капустника, на котором блестяще выступил Я.Б. Зельдович.

Благодаря спискам на пропуска, количество которых, только постоянных, доходило до 650, сейчас можно оценить, кто составлял основной контингент участников семинара. Перейду к рис. 2.

В этот момент прозвучала реплика В.Л.:

Пока Алик готовит второй слайд, я бы хотел сказать, что со стороны дирекции и каких-то органов были несколько раз поползновения закрыть семинар, точнее, не вполне закрыть, а потребовать какие-то бумажки и отношения от институтов для участников семинара. Я категорически сказал: будете требовать бумажки, я публично закрою семинар. То ли эта угроза подействовала, то ли что другое, во всяком случае не закрыли.

А.Г. Молчанов: Виталий Лазаревич, вы совершенно правы, были реальные угрозы. Меня вызывал к себе директор института Н.Г.Басов. Он зондировал почву насчет возможности перевести Ваш семинар в Политехнический музей. По-видимому, эту идею ему спустили откуда-то сверху. Он спросил меня, как к этому отнесется Виталий Лазаревич. Я ответил, что это невозможно себе представить, хотя бы по той причине, что семинар, возникший как семинар первого сектора теоретического отдела, является прежде всего фиановским семинаром. Тогда, действительно, были времена тяжелые, и со стороны дирекии и администрации были, как говорят, «наезды».

Так каков же состав участников семинара Гинзбурга?

[…] Представителей ФИАНа на семинаре обычно бывает около половины от всех участников. […] Участники семинаров оказались более чем из 110 учреждений. Первыми по представительству идут МГУ (13%), МФТИ (7.5%), ИРЭ (6%), ВНИИФТРИ (4%), ИВ-ТАН (3.8%), АКИН(3.5%), НИИЯФ (3.2%), ИЗМИ-РАН (3%).