Наука для жизни

24 марта 2011 года фонд «Династия» открыл научно-популярный фестиваль в Москве

«Нам нравится тратить деньги. Фонд на том и основан, что тратит деньги, — такое смелое заявление сделала на пресс-конференции по случаю открытия Фестиваля науки исполнительный директор фонда «Династия» Анна Пиотровская. — Нам становится еще приятнее, когда мы видим, что это приносит пользу и радость людям. Деньги тратить радостно, а научно-популярные фестивали нужны и важны».

Ведущая пресс-конференции Любовь Стрельникова напомнила журналистам, что этот фестиваль — второй по счету. Первый с большим успехом прошел в Москве в 2009 году. Тогда на выставке ScienceArt «Наука как предчувствие», о которой подробно писала наша газета (№ 6(25) от 1 апреля 2009 года), побывало не менее 10 тысяч человек. Темой же этого года стала «Жизнь. Версия науки» — жизнь во всех ее научных аспектах — от клетки до эволюции.

Наука для жизни
На Детском дне Фестиваля Алексей Штыков рассказывал об экспонатах Музея науки Петрозаводского госуниверситета. Фото Н. Деминой

Демьян Кудрявцев, гендиректор издательского дома «Коммерсант», не стал делать вид, что тема просвещения занимает центральное место в планах его издательства. «Вопрос мотивации молодежи нас действительно не волнует!» — признался он. Но рассказал, что к теме популяризации науки им всё равно пришлось прийти. И начало этому положила защита архитектурного наследия столицы от Лужкова. Одним из лидеров этой борьбы стал архитектурный критик Григорий Ревзин. Кудрявцев порадовался, что Ревзин теперь попал «в тот истеблишмент, который, надеюсь, спасет город от обезображивания». Постепенно борьба за сохранение исторического центра Москвы переросла в нечто большее, в желание «подумать и о душе». В издательском доме почувствовали, что у аудитории «Коммерсанта» созрел запрос, желание понять, что же происходит в фундаментальной науке.

Поэтому с апреля «Коммерсант» будет выпускать журнал «Коммерсант — Наука». Первые номера журнала поступят к тем, кто подписан на издания издательского дома. «Наука в этом году нам страшно интересна», — заметил Кудрявцев. Он также приветствовал работу, уже проделанную фондом «Династия», который, по его словам, демонстрирует upper classy страны, каким образом нужно обращаться с деньгами и какой прозрачной может быть эта процедура, какой должна быть тактика и стратегия расходов.

Куратор Фестиваля Ирина Актуганова, «мотор» всех мероприятий, рассказала, что подготовка к открытию шла почти два года. Как закончился прошлый фестиваль, так сразу начали думать над новым. В комментарии ТрВ-Наука она отметила, что идея фестиваля как бы «прорастает». «Династии» приходится быть первопроходцем. Если в развитых странах мира такие фестивали уже стали традицией, то у нас их проводится не так много. Постепенно приходит решение, что будет на выставке, кого пригласить в качестве лектора, и пр. Уже приглашенные лекторы советуют пригласить каких-то своих коллег… получается, что всё делается по принципу «снежного кома». Так складывается интеллектуальный ландшафт научно-популярного форума. Отметим, что, согласно информации из буклета, научными консультантами проекта выступили Константин Анохин, Борис Апарин, Михаил Батин, Михаил Бурцев, Павел Гурин, Александр Ефремов, Елена Сухачева, Тимур Щукин и Николай Янковский.

Актуганова заметила, что главная цель фестиваля состоит в том, чтобы у тех, кто будет регулярно посещать его мероприятия, все продемонстрированные части мозаики, объясняющие, как устроен наш мир,сложились бы в единое целое, в видение общей картины научных исследований, — как уже полученных кем-то результатов, так и тех недоисследованных областей, где идет интенсивная работа.

«Жизнь. Версия науки» состоит из большой выставки и обширной программы лекций и мастер-классов. «Выставка — это законченный текст, путь, который имеет начало и конец. А параллельная программа — комментарий к этому тексту. Сочетание выставки и комментариев должно создать у людей чувство живого», — так куратор фестиваля сформулировала главный «месседж» мероприятия.

Журналисты интересовались, не было ли специально задуманной интриги в том, что двумя первыми лекторами стали Энтони Атала (Anthony Atala), выдающийся специалист в области регенеративной медицины из США, и в каком-то смысле его антагонист, профессор кибернетики из Великобритании Кевин Уорвик (Kevin Warwick). Не хотели ли устроители подчеркнуть современный конфликт между человеком и машиной?

Наука для жизни
Энтони Атала

Роза Хацкелевич, директор по развитию новых проектов «Династии», рассказала, что никакой интриги нет, просто оба коллеги смогли приехать именно в эти дни. По мнению Ирины Актугановой, антагонистом человека являются вовсе не машины, а смерть, и сама выставка посвящена вопросам продления жизни и самой жизни.

У профессора Уорвика спросили, является ли он антагонистом профессора Атала. Кевин весело заметил, что вовсе нет, «кто-то поет блюз, а кто-то джаз», и нет никакого противоречия в обоих подходах. «А если научный спор и возникнет, то Энтони несколько ниже меня, а потом за меня машины», — с иронией заметил он.

На мой вопрос, как «Династия» видит развитие фестиваля в будущем, шагнет ли он за пределы столицы и будет ли посвящен другим областям науки, а не только биологии, Анна Пиотровская вздохнула и сказала: «Посмотрим! Пусть вначале пройдет этот фестиваль». Затем она отметила, что фонд никогда не стоит на месте и «мы готовы придумывать новое». В свою очередь Любовь Стрельникова считает, что этот фестиваль вовсе не по биологии, он междисциплинарный, деление на физику, химию и пр. — искусственная вещь, и специализация излишняя губительна для науки.

Чуть позже на сцене Большого зала Политехнического музея Москвы состоялось короткая церемония открытия фестиваля. Первая лекция — как уже было сказано выше, — профессора Энтони Атала — пожалуй, задала главный лейтмотив всего научно-популярного форума. На протяжении своего доклада он несколько раз отмечал, что главной целью его научных исследований является попытка сделать жизнь людей лучше, помочь им восстановить свое здоровье. Он сообщил, что каждые 30 секунд на Земле умирает человек, которого можно было бы спасти, если бы ему можно было пересадить здоровый орган. Но для трансплантации катастрофически не хватает донорских органов, и эта проблема ежегодно становится все более серьезной, так как население планеты стареет. По его мнению, выход в том, чтобы выращивать нужные органы из клеток самого человека. Тогда не нужны будут и иммунодепрессанты, ведь свои собственные клетки организм не отторгает.

Атала уверен, что организм любого человека обладает способностью регенерировать новые органы, но этот потенциал надо еще научиться использовать. «Всё, что нам нужно, — это поместить нужные клетки в нужное окружение», — подчеркнул он. В настоящий момент ученые научились выращивать кусочки кожи, пустотелые органы типа мочевого пузыря, сосуды, а вот твердотельные органы типа печени — еще нет. «На это уйдут годы экспериментов», — заявил профессор, отвечая на вопрос слушателя (вопросов к нему было много, и в большинстве своем достаточно содержательных, что вызвало радость у организаторов фестиваля).

«Как врач я каждый день вижу трагедию, боль и страдания людей, и я благодарен каждому дню, который я живу без боли. Я думаю о жизни, а не о смерти, и мне всё равно, где я буду похоронен», — сказал он в ответе на вопрос одной слушательницы, которая зачем-то поинтересовалась, сколько стоит жизнь, не боится ли Атала смерти и где он хочет быть похоронен. Одним из заключительных тезисов его доклада стала мысль, что важно не только увеличить продолжительность жизни людей, но и сделать так, чтобы люди как можно дольше сохраняли свое здоровье. В этом им может помочь наука.

Наталия Демина