Уважаемая редакция!
Устав от тяжелой интеллектуальной работы днем, в вечернее время я иногда посматриваю телевизор. Нет, конечно, я не смотрю примитивные сериалы, желтые шоу и тому подобную низкопробную продукцию, направленную на дебилизацию населения и пробуждение в нем низменных инстинктов. А новости, интеллектуальные шоу, передачи про политику партии, про животных — это мое.
Естественно, одним из мои любимых каналов является канал «Культура». И пару недель назад на этом канале в передаче «Тем временем» обсуждалась животрепещущая тема, касающаяся науки: нравственно ли повышать зарплаты ученым. Поводом для передачи послужила статья известного русско-американского биолога Константина Северинова, в которой говорилось, что повышать зарплаты российских ученых до западного уровня безнравственно. Участвовал в передаче и сам Северинов.
Посмотрев передачу, я не могу не поделиться с вами, дорогие коллеги, своими мыслями на сей счет. Что греха таить, как и все кругом, я люблю, когда мне повышают зарплату, и особенно люблю, когда мне повышают оклад. Поэтому, если исходить из своекорыстных интересов, я лично двумя руками и всеми ногами за немедленное повышение наших зарплат до западного уровня. А лучше — даже выше него.
Однако недаром Константин возвратился поднимать российскую науку из Америки: он овладел там не только премудростями западной организации научной работы, но и приобщился к американской культуре в самом широком смысле этого слова. В свое время президент Кеннеди говорил: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для нее». История умалчивает, произносил ли он эти слова, обращаясь ко всему народу или к отдельным его представителям женского пола, но формула это исключительно верная.
И Константин Северинов совершенно убедительно показал, что в российских условиях лимитирует продуктивность науки вовсе не зарплата, а российские бюрократические реалии. Поэтому резкое повышение зарплат приведет только к увеличению неэффективности российской науки, к тому, что мы будем проедать еще больше денег налогоплательщиков.
Все мои коллеги единодушно Северинова осудили, сказав много нелестных слов в его адрес, я же с Константином горячо согласен, более того, я считаю, что вообще не следует сейчас повышать нам зарплату. В то время, как по Европе бродит призрак второй волны глобального кризиса, а в России мутит воду непарламентская оппозиция, стремясь дестабилизировать ситуацию накануне судьбоносных выборов президента России, мы должны еще теснее сплотить вокруг путинской партии и работать с полной самоотдачей на благо Родины, а не требовать от нее подачек.
Конечно, оппоненты пытались доказать, что в нынешних условиях система деградирует и ее эффективность — это эффективность цыганской лошади, а также спрашивали, нравственно ли повышение зарплат, скажем, контрактникам и штабным лейтенантам. Но Константин четко разъяснил это: военные — люди одноразовые: начнись завтра война, их могут поубивать всех, поэтому деньги в них вкладывать можно, ибо недолго музыка играет. А ученые, как мы с вами понимаем, они сидят в своих институтах до глубокой старости и доят налогоплательщика. Накладно!
Отсюда логически вытекает еще одна важная позиция Константина — постоянных ставок много не нужно. Успешные ученые, получающие гранты, всегда могут нанять нужных специалистов и платить им достойные деньги, если те хорошо работают. Или выгнать, если те перестали ловить мышей. Гибкая и динамичная система. А на постоянной ставке человек ведь годами в носу ковырять может.
Коллегам моим, конечно, такое полное отсутствие стабильности и жизненной перспективы не нравится. А я рад, что система такая постепенно внедряется в нашей стране. Уже есть эффективные научные менеджеры, которые умеют добывать деньги и делить их между наиболее достойными. Наглядный пример — Курчатовский институт, где ставки — с гулькин нос, но те, кому нужно, свое получают сполна. Ту же прогрессивную систему пытаются внедрить и в ИТЭФе, присоединенном к Курчатнику, только народ у нас косный, не понимает перспективности всего начинания, шумит.
Ваш Иван Экономов